От Редакции: Этой весной и летом обязательно нужно сходить в Метрополитен Музей, причем, не один раз. С 4 мая по 14 августа в музее проходит выставка China Through the Looking Glass.
Нью-йоркский Институт костюма открылся более 70 лет назад и в наши дни переживает свой ренессанс, каждый год радуя посетителей музея невероятными выставками, а в последние годы они особенно хороши. Ежегодные экспозиции поражают воображение утонченной элегантностью, виртуозно сочетающейся с роскошью креативного мышления и немалых финансовых затрат. Но выставка этого года, посвященная влиянию Китая на западную моду, превзошла все, что мы видели в прошлом. Причем, не только своей экспозицией и величиной – она занимает 3 этажа музея, но великолепным балом, посвященным открытию и собравшим невиданное число кинозвезд, модельеров, прессы и папарацци.
Куратор выставки Эндрю Болтон, 12 лет назад перебравшийся из Лондона в Нью-Йорк, оказался одним из самых изобретательных новаторов музейного дела и этой весной в МЕТ создал новую и бесспорную сенсацию. Болтон соединил 140 костюмов с фрагментами фильмов, музыкой, остроумными инсталляциями, а главное, подлинными артефактами из собрания Азиатского отдела Метрополитен Музея. Созданная им выставка, соединила современность и древность, «склеила» все эпохи в один образ-иероглиф китайского мифа. Эта выставка сумела воплотить в шелках и парче золотую мечту о Востоке, веками будоражащую западную фантазию.
Очевидно, что европейцы видели в Китае утонченную и деликатную изнеженность нравов, соответствующую самому важному, после чая, восточному экспорту – фарфору. Этот образ в стиле “шинуазери” уцелел и дошел до нашего времени. Восток и его элегантная грация, безмятежная старость долгожителя, мудрый мистицизм и земная религиозность – стала эталоном для создания экспозиции.
Выставка, прослеживая влияние китайских образов на европейский костюм, охватывает все «мгновения моды», вплоть до немого кино и маоистских нарядов времен Культурной революции, имевшей своих поклонников на Западе. Но лучшие экспонаты принадлежат эпохе рококо. С помощью костюмов, мебели, зеркал и безделушек куратор выставки рассказал о непревзойденной по элегантности эпохе, игравшей в китайцев и примерявшей личину Востока.
Выставка богата прекрасными экспонатами и каждый из гостей найдет то, что поразит его больше всего, но мы хотим обратить ваше внимание на один, особенный, как нам кажется, шедевр выставки – хулиганскую работу Александра Маккуина, создавшего платье из черепков сине-белого фарфорового сервиза. Возможно, это – ирония мастера, разбившего на куски дальневосточную грезу Запада.
А теперь предоставим слово нашему корреспонденту Карине Крившенко, сумевшей разузнать и рассмотреть в непосредственной близости то, что происходило на выставке в день открытия и незадолго до того.
– Вы поедете на бал?
И сразу возникает следующий вопрос: к кому из королей модного мира? Как известно, за роскошью, богатством и славой, стоит власть денег, связей, и интриги… Самое блистательное ежегодное нью-йоркское событие не стало исключением.
А ведь, не так давно представитель дома Chanel с пиететом говорил: «Мы с большим уважением относимся ко всему, что Анна Винтур делает для Метрополитен-музея в сфере образования, искусства и моды и горды быть поклонниками этого заведения». Но, как оказалось, признание заслуг Винтур не помешали Дому Chanel назначить показ своей новой круизной коллекции в Сеуле, на дату, которая давно была объявлена, как день главного Бала Института Костюма в Нью-Йорке.
Любопытно, что согласно некоторым источникам, Карл Лагерфельд, планировал провести этот показ 11 мая, однако после того, как Dior назначили дату своего шоу в Лос-Анджелесе на 9 мая, график был смещен на неделю и это спутало все карты и выбор Карла пал на 4 мая… Как ни крути, конфликт интересов возникает.
Стало ли это действительно причиной конфликта между королем и королевой моды, сказать сложно, ведь люди этого мира умеют владеть собой, но то что это стало проблемой для модного бомонда, факт неоспоримый.
Географический разброс событий – Сеул и Нью-Йорк – не оставили никакого шанса успеть на оба мероприятия ни fashion блогерам, ни журналистам, ни даже звездам первой и последующих величин.
Проблему нужно было решать кардинально – Быть или не быть? И главное: Где быть?!
Как бы то ни было, но жители Нью-Йорка могут гордиться тем, что несмотря на всеобщую любовь к творениям Карла Лагерфельда, самые элитарные гости сделали выбор в пользу бала Винтур и были замечены в роскошных нарядах, на красной дорожке перед входом в музей.
Темой бала в этом году был выбран Китай. Восточные орнаменты, шелк и шитье, камни, золото, буйство цвета дали волю фантазии гостям и их модельерам.
Пожалуй, королевами нынешнего бала можно было считать актрису Сару Джессика Паркер, привлекшей внимание своим экстравагантным головным убором, и певицу Рианну, покоривших всех великолепным золотым платьем с огромным шлейфом.
Неотразимы были Кэти Перри, вдохновившейся тематикой современного Китая и Джастин Бибер, появившийся на красной дорожке в черном пиджаке с роскошным золотым шитьем. Бейонсе продемонстрировала свою шикарную, женственную фигуру в, практически, невидимом «голом» платье от Givenchy. Амаль Клуни поразила красотой образа от John Galliano for Maison Margiela…
Но самой мудрой оказалась Анна Винтур- она появилась в платье от Chanel и, тем самым, показав всем недоброжелателям, что с этим модным домом, никаких разногласий быть не может…
Итак, осмотрев с ног до головы звезд, и немного посудачив о подводных течениях мира большой моды, отправимся вслед за гостями вверх по красно-ковровой лестнице в залы музея.
«Обнажать, прикрывая»
Итак, добро пожаловать, как сказала Анна Винтур,- “На самую масштабную экспозицию из всех, что мы устраивали до сих пор”
Приглушенный свет, на экранах – эпизоды культовых фильмов, роскошные наряды, великолепные ткани, вышивка, блеск шитья, пайеток и камней. С восторгом смотрю на бесподобное вечернее платье желтого цвета с невероятными узорами от Тома Форда для осенне-зимней коллекции Saint Laurent 2004/5.
Еще один костюм, от которое не могу оторвать глаз – праздничный наряд в стиле эпохи Цин, созданный в девятнадцатом веке.
Великолепны – красного цвета вечерняя накидка (1925) и вечернее платье Valentino из коллекции «Шанхай» 2013 года.
Удивительны и прекрасны наряды, относящиеся к периоду правления последней династии в Китае (1644–1912), а также, костюмы эпохи Китайской республики, когда стали популярны ципао ― обтягивающие платья со стойкой, популярные и в наши дни.
Любопытно взглянуть и на костюм Мао Цзэдуна, и на платья работы Вивиан Там. Выставка интересна не только тем что повествует об одежде востока и ее влиянии на европейскую моду, но и тем, что позволяет взглянуть на историю Китая под иным углом.
Знаете ли вы, что при каждой династии в Китае существовала своя мода? Одежда династии Тан отличалась насыщенными цветами, широкими рукавами и чрезмерной роскошью. При династии Сун использовались более нежные тона, скромный покрой, были популярны юбки со складками. Монгольская династия Юань и последующая за ней династия Мин, когда китайцы вернули власть над страной, отличалась даосским духом, который сильно повлиял и на одежду.
Нельзя забывать, что сама идея, лежащая в основе создания одежды, а соответственно и моды, на Востоке и Западе совершенно различны. Для европейцев важны линии силуэта, сложный и четко выверенный крой, – одежда должна придавать телу необходимые пропорции и формы, быть статусной и подчеркивать фигуру так, как диктует мода в данный отрезок времени. В Китае все иначе. Важны свобода кроя, обилие ткани, именно это определяет статус владельца и главное его внутренний дух.
На выставке масса неожиданного и прекрасного, советую сходить на нее несколько раз, потому что все, что там представлено, хочется не только увидеть, но и осмыслить. Ведь китайская культура одна из древнейших в мире, а искусство создания тканей и одежды насчитывает множество веков.
По словам Максвелла К. Херн, знаменитого эксперта в вопросах моды Востока, влияние Китая на мировую моду уходит корнями в глубь веков: еще древние римляне обожали китайские шелка, предпочитая их чему-либо другому, и умело носили их придерживаясь девиза: «обнажать, прикрывая»