Галерея Тейт Модерн в Лондоне в 2019 году открыла первую за четверть века масштабную выставку американской художницы-сюрреалистки Доротеи Таннинг. В экспозицию были представлены 100 работ, охватывающих всю её семидесятилетнюю карьеру — от загадочных картин до странных мягких скульптур.

Доротея Таннинг стремилась изображать «неизвестные, но узнаваемые состояния», предполагая, что в жизни кроется нечто большее, чем кажется на первый взгляд. С сюрреализмом она познакомилась в Нью-Йорке в 1930-х годах.
Информация: Доротея Маргарет Таннинг (25 августа 1910, Гейлсберг — 31 января 2012, Нью-Йорк) — американская художница, скульптор, график, писательница, одна из последних представительниц сюрреализма.
Особенности творчества художницы Доротеи Таннинг: можно сказать, что Доротея Таннинг была талантливой самоучкой; она не получила системного художественного образования (три месяца в Чикагском институте искусств не в счет). Попав в начале 1940-х годов в среду художников-сюрреалистов, она приняла их идеи и трансформировала свое художественное видение в соответствии с ними. Более поздние работы Таннинг были наполнены динамикой движения,связанного с философией Анри Бергсона и его идеями потока, непосредственного опыта и интуиции — от сюрреализма к абстракционизму. На ее мировоззрении сказалась и роль соратника — художника Макса Эрнста, супругой которого она была. Художница занималась графикой, литографией, создала ряд декораций и костюмов для театральных постановок Европы и Америки, делала пространственные текстильные скульптуры. Ее стихи и книги воспоминаний,созданные в последние годы жизни, были высоко оценены читателями и критиками.
Известные картины художницы Доротеи Таннинг: «День рождения», «Маленькая ночная серенада», «Розы и их призраки».
Доротея Таннинг. День рождения

Доротея Таннинг, «День рождения»(1942). Художественный музей Филадельфии

В 1942 году художница написала автопортрет, который привлёк внимание Макса Эрнста. Он приехал в студию Таннинг по поручению своей жены Пегги Гуггенхайм, чтобы посмотреть картины для выставки женщин-художников. Таннинг показала ему работу и спросила, как её стоит назвать, на что Эрнст ответил: «День рождения». Через неделю он переехал к ней, а в 1946 году они поженились. Художница изобразила себя с обнажённой грудью,пристально глядящей куда-то мимо зрителя, в открытом платье в елизаветинском стиле, с юбки которого свисают водоросли. У её ног сидит некое существо, в котором можно увидеть Грифона из «Алисы в Стране чудес», а за спиной бесконечно открываются двери — мотив, который будет часто встречаться на её картинах в течение следующих десятилетий.

Детская комната.

Самая известная картина из всех, что была представлены на выставке, это«Маленькая ночная серенада» (см. главную иллюстрацию материала), написанная в 1943 году и изображающая двух девочек в гостиничном коридоре с вереницей дверей. Одна из них прислонилась к косяку в позе, наводящей мысль о более взрослой женщине. Волосы второй подняты над головой, придавая композиции определённый заряд энергии. Перед ней лежит подсолнух, а на краю полотна одна из дверей приоткрыта то ли в залитую солнцем пустыню, то ли в горящий ад. Если эти девочки находятся на грани становления, то Таннинг запечатлела момент перед взрывом, где действуют неведомые яростные силы.

Макс Эрнст и Доротея Таннинг (1946). Фото Ли Миллера

Аналогичный посыл можно увидеть в картине «Детские игры», где две девочки в тёмном коридоре срывают обои, под которыми обнаруживается нечто,напоминающее плоть. Позже Таннинг написала в своей автобиографии, что во время её детства в Гейлсберге, штат Иллинойс «ничего не происходило, кроме обоев». Переосмысленные 20 лет спустя, они стали мощной живой силой.

Часть сюрреалистических фантазий Таннинг сейчас можно рассматривать как морально сомнительные. Например, мы знаем, что девочка на картине «Комната для гостей» (1952) не хотела позировать обнажённой для картины, и художница вообразила её голую грудь. За дверью стоит двойник героини с завязанными глазами, в глубине комнаты высится фигура смерти, а другая девочка в постели обнимает зловещую куклу с ампутированной рукой.

В 1955 году стиль Доротеи Таннинг изменился, став более абстрактным. В 1949 году они с Эрнстом стали проводить больше времени в Париже и окончательно переехали туда в 50-х. «Мои полотна буквально раскололись», — написала художница в своей автобиографии. Картины стали масштабнее, а мазки — более размашистыми и небрежными. Но композиции всё ещё населены персонажами, чьи туловища и конечности тянутся через холсты. В 1980-х девушки из ранних картин,кажется, появляются в новых обличьях. У «Дочерей» (1983) изогнутые фигуры,а «Дверь 84» (1984) напоминает полотна Де Кунинга. Одна героиня задумчиво держит дверь ногой, а другая пересекает холст, словно в полете.

В 1970-х и 80-х годах Таннинг одновременно создавала абстрактные картины и мягкие скульптуры, которые начала шить в 1969 году. Ткань и набивку она нашла как в собственном гардеробе, так и на блошиных рынках. Позвоночник в серии человеческих фигур художница делала с помощью мячиков для настольного тенниса, как, например, в «Лежащей обнажённой» (1969), напоминающей сильно согнутую фигуру.

Кульминацией этого творчества стала «Комната 202 отеля Паво» — инсталляция скульптурных фигур, законченная в 1973 году. На выставке в Тейт она будет представлена в отдельном зале и, вполне вероятно, в последний раз будет демонстрироваться полностью, поскольку объекты чрезвычайно хрупки.
Доротея Таннинг. Комната 202 отеля Паво

Комната 202 отеля Паво Доротея Таннинг, 1973, 340×310.2×470 см

Доротея Таннинг умерла в 2012 году в возрасте 102 лет. Её последнее десятилетие было на удивление продуктивным: она опубликовала два тома стихов и роман«Пропасть». Поздние цветочные картины представлены в Тейт изящным «Цветком кукушки» (1997). В нём есть что-то общее с работами Джорджи О’Киф, но эротизм у Таннинг менее выраженный, напоминающий не о физической стороне секса, а, скорее, о мечтательной чувствительности.

Источник

По материалам официального сайта галереи Тейт и The Guardian