Евгений Папуша


    
Моё знакомство с музыкой The Beatles началось с 8 класса… До этого мы слушали Bill Haley и его знаменитый хит всех времен “Rock Around The Clock”; зажигательный новомодный твист Chubby Checker «Let’s Twist Again»; баллады и рок-н-роллы короля рока, красавца Elvis Presley, которого критики дразнили Пэлвис (мед. лат. – таз) за его сладострастные телодвижения тазом на сцене во время выступления от которых падали в обморок его фанатки; группу Animals и знаменитый хит «House of the Rising Sun», известный в СССР под названием “Дом восходящего Солнца”, хотя смысл текста был вовсе иным… Все это мы слушали благодаря имеющейся у нас дома роскоши – бобинного магнитофона «Днепр». 

Впервые услышав музыку “Beatles”, я навсегда влюбился в нее и до сих пор не понимаю, что в ней не нравилось тогдашней власти? Одна песня «Мишел» могла убаюкать любого младенца… Конечно, коммунисты боялись, что появится другая власть – власть музыки и понимали, что конкуренцию составить ей не смогут, отчаянно борясь за влияние на умы подрастающего поколения, ведь она несла другую идеологию мира, детей цветов – хиппи, отрицая тогдашние ценности эпохи холодной войны… 

Но в мир музыки не стоял на месте и Джимми Хендрикс объединил электрогитары и синтезаторы в единое яростное целое; потом был первый фестиваль в Woodstock 1969, который сфокусировал искания новой музыки тех времен и появилось движение хиппи, от всего этого волосы дыбом вставали у людей, воспитанных на другой идеологии и музыке предыдущих времен. Спору нет, были среди старой музыки прекрасные лирические песни, но время той музыки всегда беспощадно уходит вместе с ее поколением… Такой конфликт “Отцы и сукины дети” всегда был свойственен всем временам, у каждого поколения была своя музыка и свои танцы. Ведь были ранее времена, когда вальс, а потом танго – объявляли аморальными… 

Да разве только моё сознание было изменено? Музыка The Beatles изменила сознание миллионов людей.  Немного истории The Beatles:

Джон Леннон родился 9 октября 1940 года (под знаком Весов) в семье стюарда, служившего на торговом судне. Его отец пропал без вести. Мать не имела средств для содержания сына, да к тому же хотела снова выйти замуж. Джон остался жить со своей теткой, Мими. Нельзя сказать, что Джон был примерным учеником. Как рассказывал Джон: 

– И все равно я считаю, что мое детство было счастливым, я никогда не отчаивался и у меня всегда была наготове улыбка – 

Когда Джону было 17 лет, умерла его мать. После этого музыка стала ему еще ближе, служа чем-то вроде предохранительного клапана для выпуска кипящих страстей. До конца жизни он остался вольнодумцем и протестовал против существующих порядков. Как я понял, глядя на его натальную карту, его вели на Знак Весов – Знак мира, дипломатии, баланса, который Джон постоянно нарушал… Как учит астрология, людей, идущих инволюционным путем в конце концов убирают и даже путем “наглой смерти”… Что и произошло в итоге, некий Марк Чепмэн, утром получив от Леннона автограф, дождался его вечером и застрелил Джона 8 декабря 1980 года в Нью-Йорке возле дома, в котором жил легендарный музыкант. Четыре из пяти выпущенных убийцей пуль попали в Леннона. А когда убийцу спросили:

– Ты знаешь кого ты убил?

– Джона Леннона! – ответил тот. Мотивом по всей вероятности было желание прославится… Ему дали пожизненное заключение. Сейчас в 2008 г негодяю, убившему Леннона, 53 года, из них 27 он провел за решеткой. После 20 лет заключения убийца получил право подавать прошения о досрочном освобождении. Вдова Джона, Йоко Оно перед рассмотрением первого прошения Чепмэна в октябре 2000 года направила письмо в комиссию по помилованиям штата Нью-Йорк. Называя Чепмэна «субъектом», Йоко, в частности, писала, что не будет чувствовать себя в безопасности, если он будет освобождён, и что освобождение Чепмена было бы несправедливым по отношению к Джону Леннону, который не заслуживал смерти; кроме того, освобождение Чепмэна может привести к насилию в отношении него самого. 

Последнее прошение Чепмэна рассматривала комиссия из двух человек. Они решили, что Марк Чепмэн до сих пор может представлять угрозу обществу, поэтому должен оставаться за решеткой.

В 1956 году Джон познакомился с Полом. Джеймс Пол Маккартни родился 18 июня 1942 года (под Знаком Близнецы) в частной палате ливерпульской больницы: единственный из The Beatles, появившийся на свет в таких шикарных условиях. Родители Пола были самыми обыкновенными представителями трудового сословия, да и война была в разгаре. В детстве Пол не проявлял к музыке никакого интереса.

Позже дядя Пола подарил ему трубу, на которой он умудрился подобрать несколько мелодий. Потом Пол, как и многие его сверстники, увлекся гитарой.
Первое время у него ничего не получалось. Потом он понял: причина в том, что он левша. Пол поменял местами струны и дело пошло.

Джордж Хариссон родился 25 февраля 1943 года (под Знаком Рыб) в ливерпульском районе Вейтвери, улица Арнольда Гроува, 12. Он, единственный из The Beatles вырос в большой крепкой семье и не испытал в детстве никаких серьезных трудностей. Музыкой Джордж вначале не увлекался. Заразился он ею примерно в тоже время, что и остальные битлы. Как-то, купив по случаю у одного из одноклассников гитару, он стал учиться играть на ней. Вначале из этого ничего не получилось, что приводило мальчика в полное отчаяние. И только мать поддерживала его:

– Научишься, сынок, научишься. Только стой на своём.

Джон вспоминает:

– Мы предложили Джорджу вступить в группу. Потому что он знал больше аккордов, чем мы – Пол, Джон и Джордж составляли ядро коллектива, остальные музыканты постоянно менялись. В период полураспада The Beatles, Знак Хариссона – духовные и мистические Рыбы, увел его в Индию к известному гуру в поисках себя и изучению игры на ситаре.

Большинство биографов приписывают авторство названия The Beatles Джону Леннону. 

“Самый старый” из битлов, Ричард Старки, более известный всему миру как Ринго Старр, родился в Ливерпуле 7 июля 1940 года (под Знаком Рака). Здоровье мальчика было неважное, и очень много времени Ричард проводил в больнице. Однако именно в один из таких “больничных заездов” он получил от родителей маленький игрушечный барабан, предопределивший его дальнейшую судьбу.

С Джоном, Полом и Джорджем барабанщик познакомился в октябре 1960-го, когда они выступали в гамбургских клубах. Спустя два года Ринго сам стал “битлом”, сменив за ударными Пита Беста. Несмотря на неприятие поклонниками Беста, Старр оказался для The Beatles идеальным барабанщиком. 

Вернувшись в Ливерпуль, они нуждались в месте, где бы они могли выступать – таким местом оказался клуб “Каверна” – это был темный и узкий зал со сводчатым потолком.

The Beatles росли, как музыканты, их поклонники расширяли свои ряды и становились все более фанатичными. The Beatles нуждались в хорошем менеджере, который мог бы показать их публике. Им стал владелец музыкального магазина в Ливерпуле Брайн Эпстейн. Именно ему удалось выйти на звукорежиссера Джорджа Мартина, 6 июня состоялось прослушивание. Они сыграли несколько своих песен: “Love me do”, “P.S. I love you”, “ Ask me why” и другие. Джордж Мартин остался доволен на этом все и закончилось. 

Когда The Beatles взяли к себе Ринго – их признали лучшей ливерпульской группой. “Love me do” была первой настоящей пластинкой The Beatles. Однако мир ее не замечал. Именно ее спросили у Брайана Эпстайна в магазине меломаны и ее не оказалось в наличии, что страшно задело хозяина магазина, и он специально ее нашел и прослушал, влюбившись в музыку битлов.

Следующая пластинка ”Please, please me” вышла на первое место популярности.
Волна битломании захлестнула британские острова в октябре 1963 года. Прошел год, The Beatles превратилось в неотъемлемую часть британского образа жизни.
Брайн говорил, что был готов к успеху, но чего он не мог предположить, так это общенародной истерии. Их покорение мира началось со Швеции. 

Последнее выступление The Beatles состоялось 29 августа 1966 года. После смерти Брайана Эпстайна (умершего от кумулятивного эффекта принимаемого седативного препарата картбитрала, о чем он не знал, дозировка была обычной для успокаивающего, но в совокупности накопленного в организме препарата – дала передозировку), для The Beatles стала обычной работа в студии. Каждый из них уже стал формироваться, как отдельная, творческая личность, каждый из них завел семью, у них появилось хобби. Последней их работой была пластинка “Let it be”.

В 1970 году группа распалась. Почему так произошло? На это есть много субъективных, но и объективных причин. Как известно, творчество всякого крупного художника развивается в условиях определенного социального контекста. Контекстом The Beatles были 60-е годы, которые они и перевернули, и переформатировали. А дальше эпоха родила других героев. И наши герои продолжали в новой эпохе развиваться самостоятельно… 

Лестница в Небо состоит из множества ступеней…

Следует отметить один нюанс. Как показали исследования, любой музыкант, певец, достигнув пика, далее продолжает или добросовестно эксплуатировать успешное имя до упора, либо исчезает с горизонта. История знает таких случаев множество… 

Также исследования показали, что впоследствии возможен второй взлет с теми же двумя результатами. 

Но самое главное в том, что третьего взлета НЕ БЫВАЕТ! В этом смысле история The Beatles показательна.  Далее началась история каждого музыканта в отдельности. 

Наиболее успешно она сложилась у Пола Маккартни, основавшего группу «Wings»

Благодаря дару Пола с лёгкостью создавать мелодичные баллады — его сольная карьера сложилась куда успешнее соратников по The Beatles. 

Но мы, живя в то время в жестко ограниченном мире социализма, мало тогда знали о The Beatles, по крупицам собирая сведения о наших любимцах, с каждым очередным годом ждали новых концертов любимых исполнителей и выпуска пластинок, грустили, когда The Beatles распались, и радовались – когда они снова объединились. Надо сказать, что во времена холодной войны, когда мы были по другую сторону «железного занавеса», только музыка объединяла мир и именно The Beatles начали кропотливый труд по разрушению недоверия “Великой Берлинской Стены” между запуганными идеологией, людьми. Мы пережили своеобразный шок, когда The Beatles распались окончательно и – драму, когда был застрелен Леннон… Мне даже удалось потом побывать на том месте, где он погиб в Нью-Йорке… 

Трудно описать мои чувства… Как и то, что жильцы дома запретили мемориальную доску на стене, чтобы не докучали фанаты…

Потом ушел второй из Битлов – Джордж Харрисон, завещав развеять его прах над Гангом… 

………………………………………….
Пусть метроном всему палач –
блюз жизни не переиначить…
Спасает блюз от неудач,
пока молясь, гитара плачет…

И да пребудет с ней удача!

По небу, звездами пыля,
несется славы черный демон…
На Земляничные Поля*
Ушли и Хариссон и Леннон…
Над Гангом Джорджа прах рассеян…
Ушел Джим Мориссон в туман;*
из Пресли – рок все выпил соки;
Джим Хендрикс – глюк марихуан;
Ри поджимают тоже сроки…
Не будь судьба к нему жестокой!
Chris Rea Blues“, © Copyright: Юджин Папуша
©
https://www.stihi.ru/2006/03/19-2280

Такие слова я написал в своем блюзе, посвященном другому выдающемуся гитаристу современности, умирающему Крису Ри, мужественно совершающему прощальное мировое турне и подарившего один концерт Киеву. 

Много было потом потерь, и мы смогли увидеть большое на расстоянии лет… 

После распада The Beatles на сцену вышли другие певцы и The Beatles превратились в классику и, как оказалось, частично живую, благодаря до сих пор здравствующим Ринго Старру и Полю Маккартни…

И вот в Киеве появились плакаты, что в Киеве даст концерт сам сэр Маккартни, известный британский музыкант, обладатель многих престижных музыкальных премий, в том числе «Грэмми». 

Признаться, очень хотелось побывать на его концерте! Но отпугивала возможная давка на Майдане, смутный страх перед массой народа и память о трагических событиях в Белоруссии, когда во время очередного шоу и начавшегося ливня, были затоптаны массы людей, рванувшиеся спасаться в подземный переход…

Так я боролся со своими страхами и желаниями, пока в голову не пришла спасительная мысль о графе Монте Кристо, снимавшего окно во время карнавала в Венеции…

Да, я отнюдь не граф с его богатствами, но можно же снять с друзьями номер в отеле напротив сцены! Что я и предложил нашей общей подруге Тате. С моей стороны – мой интеллектуальный вклад, инициатива и энергия решения нерешаемого вопроса; с другой стороны – финансы, которые выделила наша подруга и бизнесмен, Тата.

Нерешаемого потому, что с номерами в стольном городе всегда проблемы, их вечно не хватает… И я понимал, что я не один такой умный и потому надо было спешить!

Работая в интуристе, я имел определенные знакомства и мне удалось снять на сутки одноместный номер, с крошечным балконом, которого вполне хватало только трём (но не более!) поклонникам музыки The Beatles, чтобы посмотреть и послушать концерт Пола Маккартни, стоя в колонну по одному, ширина балкона была рассчитана на одного человека (!). В день концерта я даже специально приехал утром проверить номер, чтобы не получить его окнами во двор… И дело было бы не в потерянных 120 долларах, а в Его Величестве Музыке! Все оказалось в ажуре, кроме предупреждения портье о возможном запрете СБУ на пользование балконами в связи с присутствием первых лиц государства на концерте. Чертыхнувшись, вспомнив недобрым словом работу тупорылого НКВД, которая, чтобы не ловить единственного шпиона в городе – Иванова, расстреляла всех Ивановых в городе, я все-таки рискнул оставить номер за собой. И как бы там не выпендривались эти службы, мы все равно выпремся на балкон, не взирая даже на такие запреты. Пусть они сами застрелятся!

Чай, не 37 год, ёпрст!

Как сообщали новости, весь быт певца “вращается” вокруг вегетарианства, поэтому по требованию Маккартни в его номере в гостинице не должно быть кожаной мебели и даже – любых изображений животных. Вместо этого сэр Пол попросил поставить в его номере рояль, а в гримерной – несколько пальм. 

Для поклонников битла организаторы концерта сообщили, что Маккартни очень любит цветы. Самые любимые – белые лилии «Касабланка», белые, бледно розовые розы и полевые цветы. 

По Киеву сэр Пол передвигался на автомобиле Jaguar Daimler Super 8. Но вместе с тем попросил подготовить велосипед, чтобы осуществить велопутешествие по Киеву, и сэр попросил организовать для него экскурсию по самым известным местам украинской столицы.

Небо в тот день не предвещало ничего хорошего для зрителей, часть которых уже заняла места у ограждения сцены с утра… Восхитившись чужими силой воли и терпением, я поехал домой заниматься своими делами до вечера. 

Ранее, живя и работая потом много лет возле Майдана, я прекрасно знал проблемы передвижения из пункта «А» в пункт «Б», если по пути лежал праздничный Майдан, потому мы заранее встретились с Татой у метро Хрещатик подальше от Майдана. Выйдя из чрева метро на Хрещатик, я подумал:  

– Еще не вечер, а уже темно… 

Оказалось, черный грозовой фронт накрыл небо… Двинувшись в сторону отеля за 3 час до начала концерта, через 20 метров мы уперлись во влажную, шевелящуюся живую стену людей и понял, что дорога для нас закрыта и всерьёз задумался: 

– А попадем ли мы вообще в гостиницу?

Но тут в голову пришла другая насущная мысль: 

– А как же без благородного спиртного в такое действие? Как потушить пожар эмоций в душе, который, безусловно, всколыхнет музыка!? Такой пожар лучше всего гасится спиртным! Недаром же Нептун отвечает за искусство и алкоголь!  Что прекрасно подчеркнул политик и художник Черчилль, писавший картины в своем имении Чартвелл: «Алкоголь забрал у меня намного меньше, чем дал!» 

Увы, ближайший гастроном в Пассаже был заблокирован зрителями, а многие гастрономы на Хрещатике исчезли, даже хлеба теперь негде купить – всё вытеснили вздорные бутики, где под видом шарма продают китайский хлам по немыслимым ценам… 

Пришлось идти по дождю к рынку «Бессарабка», всегда спасавшего киевлян во все времена совкового дефицита, когда надо было купить один крошечный лимончик в больницу или любимой – цветок, у кавказцев зимой. Название рынка в народе было “Путь к нищете” из-за немыслимых цен в раю военного коммунизма и недоразвитого соцмаразма. Недаром на Бессарабку указывал рукой с бульвара Шевченко, Ленин, потомок дикого калмыка и образованной бабки Бланк. Там, в убогом колхозно-рыночном магазинчике, оказался искомый любимый нами английский напиток джин и необходимый к нему компонент – лимонный швепс. Нагрузив пакет джином «Бефито» и швепсом, мы двинулись дворами к Европейской площади, поднялись по эскалатору на улицу Институтскую, что на самой вершине холма и выпали из метро в сплошную стену тропического холодного ливня. Прячущиеся в метро люди смотрели на нас с сожалением, но мы им нечего не стали объяснять! Мы-то знали куда идем!  Как голодную собаку – мясо; как лошадь – тепло конюшни и овес, идея гнала нас к отелю. 

Но сказать, что мы шли, было бы преувеличением – мы плыли… Всюду струились потоки грязной дождевой воды, сверху разверзлись хляби небесные, блистали молнии, канонадой грохотал гром и я даже выключил мобильный, чтобы не стать жертвой звонка из Небесной Канцелярии и снял с уха любимый блютуз… Щепкой в бурных водоворотах судьбы мы поплыли вниз по течению в направлении спасительного отелю… Мне приходилось только периодически поглядывать на миниатюрную спутницу Тату, чтобы не смыло водой 49 кг живого веса… На всякий случай, как бы между прочим, я осведомился у Таты, умеет ли она плавать, т.к. на улице творилось нечто невообразимое и можно было легко перепутать земные и небесные реки…

На дождь нам было наплевать – мы промокли с ног до головы, а зонтики нам были необходимы, как ежу – футболка, я только спасал под зонтиком драгоценную видеокамеру подмышкой, которой потом снял на память себе весь концерт… 

Вспомнились стихи из старинного фильма времен СССР:

Я иду сквозь годы,
я иду сквозь грозы,
что может быть лучше плохой погоды?!

Бороздя пространство и хляби земные, мы мужественно преодолевали потоки воды, крича во все горло и смеясь над собой и дождем. Со стороны, мы с Татой, слегка были похожи на чокнутых, но от души радовались дождю, т.к. именно он нам давал надежду, что Майдан с обратной стороны не будет заблокирован зрителями…

Пройдя Институт Благородных Девиц, со смотровой площадки дворца мы увидели, что спуск по Институтской к сцене перекрыт щитами ограждений и контролируется милицией, ибо оттуда приедет сэр Пол и потому решили идти на Европейскую площадь вниз по т.н. «Тропе Хо Ши Мина» через проходной двор от дворца на улицу Грушевского 4 (где прошли мои детство и юность). Спустившись заповедной тропой и пройдя чудом еще нетронутый нуворишами островок из группки домов 50-х годов в центре Киева, мы вышли через арку двора на Европейскую площадь и облегченно вздохнули. С этой стороны было свободно, только стояли щиты ограждений, перекрывшие движение машинам и в проходах мокли в плащ-палатках милиционеры. Впрямь, как на войне…

Без проблем пройдя к гостинице и выяснив на всякий случай, что путь не будет перекрываться зрителям, наша парочка ввалились в холл отеля в весьма жалком виде. Мокрым было все! Только чехол спас мою видеокамеру. Но чего было сокрушаться, когда нас ждал теплый номер с горячей водой, сухими полотенцами, джин, балкон и священнодействие Пола Маккартни. 

Пройденный нами путь стоил того! 

Особенно, если выглянуть в окно и увидеть мужество зрителей, которые стояли по щиколотки в воде и не уходили с заветного места. Истинные поклонники Маккартни не боялись водной стихии и наблюдать, как битломаны, буквально утопали по колено в потоках, льющихся с улиц Городецкого и Институтской на Хрещатик, можно было очень долго. Какая-то масса людей пыталась скрыться от воды под хоть какими-нибудь навесами, но при этом не пропустить долгожданного действа. А некоторые группы фанатов выдержали и не один дождик – некоторые фанаты британца стали собираться около Майдана еще днем. И стоически вытерпели пытку дождем, наблюдая па огромных экранах безоблачную (в прямом смысле) трансляцию концерта на площадях других регионов страны! 

Сильнее этого была только радость увидеть Маккартни вживую. 

Категории собравшихся растянулись на несколько поколений поклонников, где были смыты дождем все вековые грани.

Как это было похоже на очищение омовением перед священнодействием! Я даже подумал про себя:

– А было бы здорово, чтобы этот ливень смыл всю грязь политиков со столицы и Киев завтра проснулся другим! 

И, честно скажу, эта надежда только росла и укреплялась в душе во время концерта! Ведь, если музыка The Beatles дала нам так много в свое время, что может помешать сейчас?

Приняв горячий душ, обсохнув, я не дрогнувшей рукой в предвкушении огненной воды в желудке, разлил по стаканам вкусно пахнущий можжевельником джин, бросив туда лимон, лед и смешал со швепсом… Наступил волшебный миг, и наша троица сделала по блаженному глотку лекарства от сплина… Тепло огненным шаром прокатилось по пищеводу, достигло желудка и отдало свое тепло сердцу. Осталось только не выпить все заранее и ждать концерта в комфорте и уюте. Выйдя на балкон, я настроил камеру, а после – и горничную, т.к. балкон был полон воды. Через десять минут везде было сухо, и мы развалились в креслах, расслабляясь в нирване… В это время на сцене, как передавала моя жена “радистка” Маша с балкона, постоянно работала швабрами обслуга сцены, сгоняя воду вниз на меломанов, которым было все едино от причастия «святой воды»! 

Как передало Associated Press: «Шоу бывшего участника The Beatles транслировалось по национальному телеканалу. Телетрансляцию смотрели около 13,5 млн. зрителей. Прямую трансляцию на центральных площадях крупных городов Украины в общей сложности увидели около 150 тыс. человек. Пять огромных экранов были специально установлены в Одессе, Донецке, Львове, Харькове и Днепропетровске. Также концерт транслировался на экране центральной площади Чернигова.

На площади Свободы в Харькове собралось около 80 тыс. человек, на Театральной площади в Одессе – около 20 тыс., столько же – у памятника Мицкевичу во Львове, в Донецке в парке отдыха им. Щербакова – около 15 тыс. На Фестивальном причале в Днепропетровске собрались свыше 35 тыс. человек. В Севастополе, где концерт совпал с празднованием Дня города, около 50 тыс. присоединились к трансляции. В Черновцах концерт собрал около 8 тыс. человек.

На Майдане собралось 350 тыс. зрителей, часть которых мы пока видели с балкона, в виде сплошного моря зонтов. Остальную часть Майдана со зрителями отсекало здание гостиницы. Что нам не мешало видеть полностью картину столпотворения по телевизору в номере. Концерт начался с опозданием на 30 минут и это было правильным.  

Перед концертом Пол, прямо за кулисами, взял урок у преподавателя украинского языка, намеревается освоить язык менее чем за один час, чтобы пообщаться с аудиторией. Как рассказал один из членов команды, Маккартни сказал: «Полу нравиться говорить с аудиторией на их родном языке; он представляет песни и говорит на их языке. Это делает вечер более дружеским, более личным для каждого зрителя. Пол музыкант, у него хороший слух, и это помогает ему изучать языки на фонетическом уровне довольно быстро».

На вопрос о своей программе выступления в Киеве Маккартни предпочел хранить интригу до последнего: 

– Сейчас я храню программу в тайне. Мы не хотим выдавать все секреты до выступления, иначе не выйдет сюрприза. Поэтому я ничего не скажу!

Кстати, после концерта Маккартни в начале июня в Ливерпуле, британская пресса написала, «что если бы на стадионе Анфилд в Ливерпуле была крыша, ее бы сорвало». Отвечая на вопрос о том, готов ли он «сорвать крышу» над Майданом Независимости, если бы она была, сер Пол сказал: 

– Конечно, мы надеемся на это. Но чем просто срывать крышу Майдану, в этот раз мы полностью «снесем крышу» слушателям! Суббота обещает выдаться веселой. Я и в правду жду ее с нетерпением!

Сэр Пол Маккартни появился на сцене в 21:30. Зрительный зал на Майдане представлял собой переступающую с ноги на ногу массу, накрытую зонтами. Так ранее строились древние римляне “черепахой” перед тем как идти в атаку, закрывшись щитами со всех сторон. К сцене были допущены те, кто согласен был вымокнуть до нитки. Для VIP персон через дорогу от сцены построили персональный сарай, закрыв его со трех сторон непромокаемым мягким покрытием, тем самым отделив от народа и снайперов, хотя эсбэушные, как всегда сидели на крышах, прилегающих к Майдану, отслеживая террористов… Но нам было плевать на тех и других! Предстояла стрельба трассирующими очередями и бабаханьем барабана ударной установки, фальцетом соло гитары, плачем синтезатора, биением сердца бас гитары великого левши – сэра Пола – по сердцам зрителей, объединенных в одну душу в этот магический вечер…

И вот человеческое море всколыхнулось, родив цунами – на сцен появился герой происходящего:
– Привіт, друзі! — обратился на украинском языке к поклонникам легендарный музыкант. 

Толпа встретила его рёвом восторга. В строгом черном костюме, в застегнутом коротком пиджаке, сэр выглядел отлично. Первая композиция, которая прозвучала «Baby, you can drive my car». 

Следом пошла песня из сольного творчества «Jet». 

– Дорогі друзі, дякую, спасибо, – произнес певец и перешел на английский, который дублировалось переводом бегущей строки на украинском языке на экране для зрителей. Хотя и без оной уже был установлен полный контакт и взаимопонимание между Полом и зрителями.

На сцене менялись экраны, сверкали лазеры. Сквозь завесу дождя это выглядело очень эффектно. 

– Відриваємось! – лихо провозгласил сэр еще одно горячее украинское слово, что вызвало новый взлет эмоций и криков зрителей. Именно для этого мы сюда и пришли: оторваться от рутины, ради романтики, почувствовать руку, которой нам протягивал маэстро сквозь годы, войны и вражду продажных политиков и, как оказалось, рука Пола также горяча, как и наши сердца, не позабывшие идеалов гуманизма, любви, дружбы и очищающей медитации музыки… Над Майданом поднималось белая аура сияние добрых чувств присутствующих, несущая новое – стране, ее людям; фантасмагория прожекторов, лазеров, цветных вспышек подсветок рвала ночную черноту и освобождала путь доброму будущему…

Вскоре Пол снял пиджак, остался в розовой рубашке с цветочной вышивкой и подтяжках, с юмором проверил их натяжение и взял в руки яркую, разрисованную гитару. Потом пересел за фортепьяно. И на второй песне вспомнил о Линде: 

– Ця пісня для Лінда. – Это была «My Love». 

Музыкальная команда певца выглядела весьма корректно: работающий в поте лица, как черт кочергой в адском котле, огромный ударник, улыбающиеся гитаристы – просто великолепно поддерживали своего мэтра.

В один из моментов ребята оставили сэра Пола наедине с публикой, и он запел Blackbird. С первого раза не получилось – дал «петуха». Честно признался, что и с ним такое бывает. Все мы дружно посмеялись вместе с Полом над творческой неудачей. Со второго захода удалось. Немного погрустив, Маккартни поблагодарил публику на двух языках: 

– Спасибо, дякую!. 

Отдав должное и поблагодарив также пришедших на площади в других городах Украины, потом Маккартни запел «I’ll Follow the Sun». И дождик, выплакавшись, измельчал и затих, как ребенок успокоенный колыбельной… На фоне музыкантов появился украинский стяг во весь экран. Хочу честно признаться, частенько у меня на глаза наворачивались слезы, что тактично не замечали мои подруги, но в этот раз меня настолько переполнили прекрасные чувства, что я не скрывал своих эмоций. По просьбе украинского народа (именно так он пояснил свой выбор) Маккартни исполнил «Eleanor Rigby». И в самом деле, в интернете был проведен опрос с целью выяснить, что бы попросили киевляне спеть великого музыканта.

Стоя на балконе, наша троица подпевала, как могла, танцуя на крохотном балкончике, кричали во всю глотку, благодаря Пола и периодически наполняли стаканы джином, в которых плескались магические мелодии Битлов и Маккартни и огненным шаром вливали их прямо в сердца! 

В основном репертуаром концерта были песни Wings, в которые фантастическим узором вплетались знакомые ранние мелодии The Beatles. Когда пришла очередь исполнить одну из заказанных публикой песен по интернет-голосованию «Back in the USSR» Пол тормознул, вероятно, желая подчеркнуть, что Союза уже давно не существует. Но все же исполнил заявленный хит, сказав на украинском: 

– А зараз трохи історії… – тут уж веселье начало гулять волнами по площади… 

Во время «Live and Let Die» из Бондианы на сцене и над ней начался фейерверк. Стихия была окончательно побеждена. Прожекторы окончательно вскрыли тьму и над Майданом, Бегущей По Волнам к Счастью – всколыхнулась женская фигура неньки-Украины с калиновой ветвью в руках; огромный украинский стяг трепетал от звуков над площадью, с небес сыпались звезды фейерверка и над Майданом царил экстаз. Тогда Маккартни ударил по клавишам, извлекая из них привычные аккорды «Let It Be!»

Публика вошла в эйфорию. 

Профиль сэра Пола на фоне киевского Майдана Независимости – разве можно было такое представить в те годы, когда писалась эта великая песня! Даже сам певец расчувствовался, произнес:

– I love you! – и земно поклонился публике.

Скажу, что неоднократно певец кланялся киевской публике не просто в пояс, а земным поклоном. И чувствовалась, что это не просто поклон, а дань зрителю, искренне признавшемуся ему в любви! 

В кульминации концерта сэр Пол вышел с украинским государственным флагом. «Вы хорошо проводите время?», — спросил экс-битл и толпа с восторгом закричала ответ. 

И понеслись души в рай: «Lady Madonna», «Get Back», «Yesterday», «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», перешедший в финал Abbey Road’а, и мэтр розмовляв на українській и російської мовах, не скупясь на украинские и русские фразы: «Дякую» и «Спасибо», «Відриваймося», «А зараз трохи історії», «А зараз усі разом», «Це нова пісня», «Ця пісня…» и т.д.

Апогеем хитов (кроме, естественно, “Let it be” и последней “Yesterday”) стала “Hey, Jude!” посвященная Джорджу Харрисону, из которой сэр Пол выжал все возможное и абсолютно сплотил Майдан.

В концовке Маккартни вышел на авансцену и стал командовать пением зрителей. Площадь пела и раскачивалась в едином ритме. Мы были просто поражены, насколько чисто, в тональности, площадь пела на английском песни, только экзотический ударник Пола задавал ритм публике, ахая барабаном, синхронизируя ритм сердец зрителей. Никогда я еще не слышал такого! Недаром Украина славится певучестью… Она же Телец – Таурус, а Тельцом управляет Венера, которая управляет горлом!

Время пролетело мгновенно и когда в конце Пол исполнил знаменитую песню «Yesterday» и покинул сцену, он не смог перед этим отказать своим преданным поклонникам и выходил еще два раза на сцену, исполняя свои композиции. 

Отработав 2,5 часа, ровно в 00 часов музыканты покинули сцену и далекими светящимися звездочками габаритных огоньков VIР лимузинов, поднялись вверх по улице Институтской, увозя в другую Вселенную душу великого музыканта. 

Но с той поры наши Вселенные стали родственными и еще ближе, и, если не соединились, то все равно это должно произойти! Именно с этими мыслями со слезами на глазах, я стоял в окружении жены Маши и Таты на балконе, ощущая дыхание души великого маэстро. 

– Огромное спасибо всем тем, кто здесь собрался. Нам уже пора ехать домой… Хочу поблагодарить свою фантастическую команду, – отметил перед завершением Маккартни.
– Побачимось, Київ! Побачимось, Україно! — завершил выступление легендарный музыкант.

Я от всего сердца заорал с балкона в ответ:

– Дякую тобі, Пол! – меня поддержали мои девушки и соседние балконы, что творилось внизу, передать просто нельзя!

Мы не заметили, как кончился любимый джин, щедро разбавленный тоником и еще долго потом сидели в номере, обмениваясь своими впечатлениями – счастье шампанским переполняло души, из которых эмоции выбили все пробки…

Глядя вниз с балкона, мы видели, что в таком же настроении покидали Майдан зрители. Следует отметить, что публика вела себя исключительно корректно, все от души веселились и танцевали там, где позволяло пространство, кружились и пели, причем: как пожилые седые хиппари, так одухотворенные 20-летние парни и девчонки и все были родными и милыми друг другу киевлянами, жителями великого, сакрального города Киева.

А ведь на главной площади столицы собрались не только десятки тысяч украинцев, но и россияне, граждане Беларуси, а также стран ближнего зарубежья. И мы все были едины в душевном порыве, желая счастья и мира всем на Земле. Что еще можно желать в гуще таких событий, пронизанных чистой радостной музыкой великой четверки из Ливерпуля?

Ко всему сказанному, следует отметить интересную архитектуру Майдана. Одна из его сторон выполнена в виде параболы, что по форме напоминает ТВ тарелку для передачи и приема сигнала с усилителем резонатором колонной посредине… Именно на этой стороне прошел концерт, подаривший всем жителям Украины и ее гостям радость и, дай Бог, что она была усилена, если мои наблюдения верны… Что-то должно начать меняться к лучшему в этой стране после этой коллективной медитации, очищающего ливня с Небес и, как показалось, с подобными мыслями покидали зрители – Майдан… 

Ох, не спроста состоялся визит Пола в Украину! В 60-е годы ливерпульская четверка делала всё, чтобы изменить к лучшему мир…

И сделала это!!! Даже ценой жизни бунтаря великого Джона Леннона…

И сегодня Пол усилил всё от имени великой четверки, чтобы влить их голоса в резонанс истории на ее переломном моменте.

В дополнение необходимо добавить, что концерт Пола Маккартни на Майдане Незалежности проходил под знаком благотворительности по сбору средств на оборудование Детского отделения Национального института рака.
Участие в подготовке концерта принимали специалисты из 8 стран мира – Украины, Великобритании, США, Бельгии, Швейцарии, Латвии, Польши и России. В целом в подготовке шоу задействовано 500 человек и 80 тонн аппаратуры.

В воскресенье, 15 июня, Пол Маккартни лично открыл выставку Paul McCartney в PinchukArtCentre на которой представлены его персональные картины. В экспозицию вошли шесть полотен, которые никогда прежде не выставлялись. Это первая выставка экс-битла в Восточной Европе. 

И того же 15 июня, всемирно известный музыкант покинул Украину.

Спасибо тебе, сэр Пол!

Красно дякую!
Видео концерта:
1. Sir Paul McCartney On The Maidan in Kiev 2008 part 1: https://youtu.be/PF5kLc49VOk   

2. Sir Paul McCartney On The Maidan in Kiev 2008 part 2: https://youtu.be/u7Bfqvi8kYw 

© Copyright: Юджин Папуша, 2008
Свидетельство о публикации №208061600546 

https://proza.ru/2008/06/16/546 

16.06.2008 23:14

Рецензия Dina Kipnis, USA: 

«You perfectly described what was happening on Maidan. You feel the sharpness of the moment. I didn’t expect such strong emotion’s on the extreme from the man. Your description impressed me alot! I am tearing up…» 

«Ты прекрасно изложил происходящее на Майдане, так тонко прочувствовать остроту момента (не ожидала от мужчины таких сильных эмоций на экстремуме…) Твое описание просто потрясло! До слёз…»