Год, посвящённый мастеру Возрождения
Картинная галерея является частью Берлинских государственных коллекций,в которых хранятся пять Мадонн, написанных одним из столпов Ренессанса. Все они датируются началом XVI века, однако их крайне редко можно увидеть вместе.
Для участия в выставке в музей прибыла ещё одна «гостья» — «Мадонна с гвоздиками», которая также относится к самым известным произведениям Рафаэля. Национальная галерея в Лондоне впервые отправила картину в путешествие с тех пор, как приобрела её в 2004 году.
В этой работе Рафаэль превратил знакомую тему Девы и Младенца в нечто совершенно новое. Это не жёсткие и формальные фигуры, как на произведениях более ранних художников. Персонажи демонстрируют все нежные эмоции, которые мы ожидаем от молодой матери и её ребёнка. Пара сидит в спальне итальянского ренессансного дворца и обменивается гвоздиками, которые символизируют божественную любовь и Страсти Христовы (его пытку и распятие).
Эту маленькую картину, скорее всего, надо было держать в руке во время молитвы и созерцания. В рукописном каталоге, датируемом началом 1520-х годов, сказано,что она была создана для «Маддалены дельи Одди, монахини из Перуджи». Это свободная интерпретация «Мадонны Бенуа» Леонардо да Винчи, хранящейся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. На протяжении более ста лет она считалась копией, но в 1991 году вновь была признана оригинальным творением Рафаэля.
По словам куратора выставки Александры Энценсбергер, «Мадонна с гвоздиками» должна была «прописаться» в столице Германии. «Эту работу уже почти купили в 1827 году для запланированного музея в Берлине, но затем посчитали слишком дорогой, и поэтому она не попала в коллекцию, — рассказала эксперт изданию Artnet News. — Благодаря этим Мадоннам, мы сможем лучше понять развитие Рафаэля как мастера до его римского периода и в то же время рассказать историю коллекции, историю успешных и неудачных приобретений, показать меняющиеся взгляды художника».
«Показ даёт точное представление о Рафаэле до того, как он стал художником-звездой в Ватикане», — заявил директор Картинной галереи Михаэль Эйссенгауэр. Небольшая экспозиция, посвящённая молодому Рафаэлю, предваряет две более крупные выставки, знаменующие начало 2020 года. 14 января в музее открылся показ офортов художника XVIII века Йоханнеса Рипенгаузена,который задокументировал жизнь Рафаэля. Затем, 28 февраля, ещё одно государственное учреждение, Гравюрный кабинет, покажет свою коллекцию шедевров Рафаэля, которая включает редко демонстрируемые рисунки самого живописца и нескольких его учеников.
После выставок в Германии откроется главный показ, посвящённый Рафаэлю. Это блокбастер в римской галерее Scuderie del Quirinale (с 5 марта по 14 июня 2020 года), созданный в сотрудничестве с флорентийской галереей Уффици, которая предоставит работы для показа.
Ещё одной важной точкой станет библиотека Амброзиана в Милане, где Рафаэль в 1509 году написал фреску «Афинская школа».
3 октября крупная выставка, посвященная художнику, откроется в Национальной галерее Лондона, которой принадлежат 11 картин Рафаэля. Картины для этой экспозиции предоставят Лувр, Музеи Ватикана, галерея Уффици и Национальный музей Прадо.
Выставка «Рафаэль в Берлине. Мадонны из Картинной галереи» продлится до 26 апреля.