Александр Дранов

В Нью-Йорке проходит уникальная выставка – Yiddish Theater in New York – from the Bowery to Broadway. Ее можно увидеть (до 31 июля) в Музее города Нью-Йорка, что на 5ой авеню и 104-ой стрит. Фотографии, афиши, отрывки из кинофильмов, куклы, остатки театрального реквизита воссоздают золотой век еврейского театра в Нью-Йорке, процветавшего на Нижнем Ист-Сайде с конца 19-го до середины 20 веков. В те годы еврейская аудитория, прибывавшая из западных областей Российской империи и Восточной Европы, насчитывала в этом районе до полутора миллиона человек. Была среди них и моя бабушка, Надя Дранова, актриса еврейской труппы Герзона, много лет гастролировавшей по России. Она прибыла сюда не то в 10-е, не то в 20-е годы, оставив моего отца в Советской России.

1museum

Вторая авеню в те годы представляла собой “еврейское Риальто”, где в многочисленных театрах ставились водевили, мелодрамы, музыкальные комедии, еврейская классика и авангардные политические спектакли. Здесь еврейский театр стал частью американской культуры.  Отсюда вышли знаменитые актеры, режиссеры, драматурги и художники театра, прославившиеся впоследствии на Бродвее и в Голливуде.Adler theater

Интересно сравнить еврейский театр в Америке и в Советском Союзе. В СССР период расцвета пришелся на 30-е и 40-е годы, когда апогей еврейских театров Нью-Йорка был уже пройден. В 40-е годы еврейские театры Америки закрываются один за другим: ассимиляция делает свое дело. Правда, тов. Сталин не дал еврейским театрам в СССР надолго отстать от американских коллег. К началу 50-х годов все они были закрыты благодаря отеческой заботе вождя. А ведущие деятели – уничтожены. Так что еврейский театр – тут и там – родился и скончался примерно в одно и то же время. Хоть и по разным причинам.audience

На этой выставке можно понять, на какой почве выросли многие звезды американского театра и кино, причем не только еврейские. Среди экспонатов – серо-лавандовое платье Барбары Стрейсанд из кинофильма “Смешная девчонка” (я помню, как смотрел его в Москве в 60-е), костюм Зеро Мостеля из первой бродвейской постановки “Скрипача на крыше”, фото Фрэнка Синатры у афиши Менаше Скольника, воплотившего образ типичного еврейского шлимазла.caricature

В 40-е годы Марлон Брандо учился актерскому мастерству у Стеллы Адлер – знаменитой дочери патриарха еврейского театра обеих стран одессита Якоба Адлера. Стелла, известная еврейская звезда, была основательницей “Групп-театра”, в котором начинали Клиффорд Одетс, Элиа Казан и Джон Гарфильд. Она же основала школу актерского мастерства, из стен которой вышли Роберт де Ниро, Уоррен Беатти, Марк Руфалло. В театральных кругах поговаривают, что знаменитый вопль “Стелла!!!”, испускаемый Марлоном Брандо в кинофильме “Трамвай желание”, – дружеская шпилька в ее адрес.Cast

Из этих еврейских театров вышли знаменитые в свое время голливудские актеры и драматурги, такие как Эдвард Робинсон, Пол Муни и Тони Кушнер, автор нашумевшей несколько лет назад пьесы “Ангелы в Америке” (переделанной им, оказывается, из еврейской классической пьесы “Диббук” С. Анского). Даже Мэнди Патамкин – незабываемый Сол Беренсон из телесериала “Homeland” – начинал как популярный исполнитель еврейских песен. 22 мая он вновь обращается к своим истокам: дает сольный концерт в NJPAC – главном концертном зале Нью-Джерси. Я иду!

Борис Аронсон, сын украинского раввина, стал театральным художником, создавая костюмы и декорации для бронкского еврейского театра “Унсер”. Он шестикратный лауреат театральной премии “Тони”, присуждённой ему за такие бродвейские спектакли, как “Кабаре”, “Компания” и “Follies”.

Mostel

А самой первой постановкой в еврейском театре Нью-Йорка в 1882 г. была “Колдунья” Аврама Гольдфадена. Примерно в то же время эту пьесу ставили и в России. Шла она в обеих странах много лет. В Москве Колдунью играл Соломон Михоэлс.

На прилагаемых фотографиях – кадры из кинофильмов с участием изумительной Молли Пикон, артистическое обаяние которой не оставит вас равнодушными и сегодня.

Molly5

На одной из самых первых фотографий выставки, уведиченной во всю стену, – театр Адлера на Второй авеню. Присмотритесь: на фасаде театра афиш «Короля Лира». Лира, надо думать, играл сам Якоб Адлер. Вот интересно было бы сравнить с Михоэлсом, игравшим короля Лира в Москве в 1935 г. Кстати, популярность Адлера была такова, что на его похоронах в 1926 году собралось около 50 тысяч человек.  Не сравнить, конечно, с Сарой Бернар, умершей тремя годами раньше. Ее в последний путь провожало в Париже полмиллиона человек. Такой чести, наксколько мне известно, не удоставался ни один актер в мире.

Learstreet

На той же фотографии обратите внимание также на театральную публику: мужчины в черных костюмах и котелках, дамы – в нарядных платьях и шляпах. Афиши на идиш призывают их “помочь братьям в России”.

Специальные стенды выставки посвящены выдающимся деятелям еврейского театра начала ХХ века: Гольдфадену, Гордину, Адлеру, Томашевскому, Морису Шварцу (по некоторым данным именно к нему в театр прибилась, попав в Нью-Йорк, моя бабушка).  Много экспонатов посвящено выдающейся еврейской актрисе Молли Пикон. В отрывках из кинофильма 1937 г. “Йидл митн Фидл” она играет переодетую мальчиком девушку, влюбляющуюся в юношу. Вот вам истоки “Тутси” и “Йентл”. Хотите познакомиться с ней поближе? Посмотрите фильм Нила Саймона “Come Blow Your Horn” (1963) – Молли Пикон играет в нем вместе с Синатрой.

sceneStreisand51874201-8cd4-40ef-a0b1-432d5d9c82ec

Альберт Эйнштейн приходил в еврейский театр (на одном из фото он с Морисом Шварцем), бывал там и Чарли Чаплин, который евреем не был.

Следы “Еврейского Риальто” сегодня найти нелегко, но можно. Юывший «Еврейский художественный театр» – по-прежнему на Второй авеню. Сейчас в нем кинотеатр Village East Cinema на углу 12ой стрит. Театр объявлен историческим памятником. На его потолке еще видна шестиконечная звезда.

Интереснейшая выставка.