Картина «Salvator Mundi», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира», работы Леонардо да Винчи, считается последним шедевром великого художника, находящийся в частной коллекции. Картина будет выставлен на аукционе Christies в Нью-Йорке 15 ноября 2017 года. Стартовая цена продажи составит 100 млн. Картину можно увидеть на предпродажной выставке в залах Christies в Рокфеллер Центре.

*

Алан Винтермьют (Alan Wintermute), ведущий специалист аукционного дома Christie’s по картинам старых мастеров, назвал работу «Salvator Mundi», «святым Граалем», а ее обнаружение – «событием большим, чем открытие новой планеты». По его словам, работу иногда называют мужской ипостасью «Моны Лизы». На полотне запечатлен образ Христа в одеждах голубого и малинового цвета, держащего хрустальный шар в руке.

Картина «Salvator Mundi» была создано приблизительно в 1500 году. В первой половине XVII века ею владел английский король Карл I, о чем есть достоверные письменные свидетельства. Долгое время картина считалась утерянной – с 1763 года по 1900 не было известно, где и у кого находилась эта работа. За этот период о картине и ее истории забыли, пока в начале 20 века она не была приобретена сером Чарльзом Робинсон, как полотно одного из учеников Леонардо да Винчи.

Leonardo da Vinci, Salvator Mundi. Oil on walnut panel. Panel dimensions: 25 13/16 x 17 15/16 in (64.5 x 45.1 cm) top; 17¾ in (45.6 cm) bottom; Painted image dimensions: 15⅜ x 17½ in (64.5 x 44.7 cm).

В 1958 году картина попала на аукцион Sotheby’s, где была продана некому американцу за 45 фунтов, после чего снова исчезла на 50 лет. В 2005 году картину продали в Америке, вместе с небольшим поместьем. Ее приобрел Роберт Саймон, известный эксперт по старым европейским мастерам. Новый владелец решился на реставрируй, в ходе  которой полотно освободили от наслоений краски, под которыми обнаружили оригинальное изображение. Интересно, что обе руки Христа, изящно сделанные волосы, стеклянный шар и большая часть драпировки одежды, на самом деле, замечательно сохранились и близки к своему оригинальному состоянию.

*

В 2008 году картина была изучена в Нью-Йоркском Музее Метрополитен кураторами Кармен Бамбах, Андреа Байер, Кейт Кристиансен и Эверетт Фахи, а также Майклом Галлахером, начальником отдела консервации картин. В конце мая того же года картина была доставлена ​​в «Национальную галерею» в Лондоне, где она была изучена в прямом сравнении с «The Virgin of the Rocks», картиной Леонардо созданную примерно в ту же дату что и «Salvator Mundi». Мощным убедительным свидетельством авторства Леонардо было открытие пентиментов, таких как ладонь левой руки, видимая через прозрачный шар. Забавно, что умение написать прозрачный шар, которое якобы было на тот момент только у Леонардо, стала одним из важных критериев “зачёта” этой работы за да-Винчевскую.

«Лицо очень мягко написано, что характерно для Леонардо в период после 1500 года. Кроме того, присутствует характерное для мастера в поздний период, чувство психологического движения, тайны, разгадки чего-то не известного, то что связывает поздние работы Леонардо. Это привлекает вас, но не дает вам ответов …. – отмечает Martin Kem

*

После скрупулезных исследований картина была определена как шедевр Леонардо да Винчи возрастом более 500 лет. В 2011 году картина была впервые выставлена на выставке в Лондонской национальной галерее для всеобщего обозрения.

В руки нынешнего владельца картина «Salvator Mundi», попала после ее долгой реставрации. Изначально аукционный дом не раскрывал его имя, однако газета The Wall Street Journal утверждает, что это российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Отмечается, что главный акционер Банка Кипра и бывший владелец «Уралкалия» продает также и другие картины из своей коллекции, среди которых шедевры Гогена, Модильяни, Пикассо и Матисса. Картину «Salvator Mundi», он приобрел в 2013 году за 79 млн. долларов, а надеется продать не менее чем за 130 млн. долларов.

Картина «Salvator Mundi» будет выставлена на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в разделе послевоенного и современного искусства. «Мы считаем, что картина уместна в этом разделе в том смысле, что она вечно современна» – отметил Луис Гузьер (Loic Gouzer), директор раздела.

Полотно уже побывало на выставках в Гонконге, Лондоне и Сан-Франциско, где с ней могли ознакомиться потенциальные покупатели.

*