Впервые в Нью-Йорке в рамках Armory Arts Week открыл двери Русский Художественный Павильон. Это событие совпало со 100- летием проведения Armory Arts Week.

[quote style=”boxed”]В 1913 году в Нью-Йорке небольшая группа художников, представила на суд зрителей живопись и скульптуру европейских и американских авангардистов.
В 2013 году Русский Художественный павильон продолжил это начинание, поставив целью возродить интерес к современному искусству России и Восточной Европы. Нужно признать, что идея оказалась очень удачной – выставка прошла с огромным успехом и имела серьезный резонанс не только в русскоязычном сообществе, но и в широких кругах нью-йоркской культурной общественности.

Созданная объединёнными усилиями, энтузиазмом и талантом неординарных творческих людей экспозиция оказалась открытием и, хочется верить, положила начало детальному знакомству с самобытными эстетическими тенденциями современного искусства художников, творческие корни которых так или иначе связаны с постсоветским пространством. Бесспорный интерес выставки был в том, что в ней приняли участие 19 талантливых деятелей культуры Восточной Европы, Прибалтики, России и Закавказья, Америки, среди которых  были ,как признанные и хорошо известные, так и молодые, художники.
Следуя концепции Первого Русского Павильона, мы решили провести с организаторами и участниками выставки мульти-интервью, которое, хочется верить,  даст нашим читателям представление не только об экспозиции, но и о взглядах художников на тенденции развития современного искусства в целом.
Elegant New York благодарит всех, кто принял участие в нашем мульти-интервью.

Наталья Колодзей, один из организаторов выставки.

– Наталья, расскажите пожалуйста, о концепции «Русского Павильона» и об  особенностях организации и проведения этой выставки.

-Традиция представления русской культуры за рубежом не новая идея,  достаточно вспомнить дягилевские «Русские сезоны».  Наш «Русский павильон», придумали два художника – Артем Миролевич и Валерий Ершов.

Художники обратились за поддержкой к нам: Колодзей Арт Фаундейшн (www.KolodzeiArt.org)  и Музей русского искусства в Нью-Джерси (MORA). Проект показался нам интересным и мы решили принять в нем участие. Вместе с нами, культурными партнерами выступили Галерея современного искусства Кавачниной, Русско- американский культурный центр и Российско-американское общество «Северный Крест».

 

«Русский Павильон» удался, он дал возможность критикам, коллекционерам и любителям искусств не только познакомиться с произведениями художников и скульпторов, но и обменяться мнениям и, конечно, встретиться с авторами, что, на мой взгляд, всегда очень важно и интересно. Выставка была очень разнообразна- здесь были представлены живопись, скульптура, графика, фотография и видео-инсталляции.

Выбор места и времени проведения «Русского Павильона» не случаен, это была неделя, когда по всему городу проходили большие ярмарки современного искусства -Armory Week, после этого выставка отправится в Сан-Франциско, (17-20 Мая), а в декабре, в более расширенном виде – в Майами.

 

Художник Артем Миролевич.

-Артем, насколько мне известно, вы были генератором идеи проведения первого Русского Художественного Павильона и его основной движущей силой. Расскажите как, всего за несколько месяцев, вам удалось столь успешно воплотить в жизнь этот проект.

Да, действительно, с рождения идеи и до проведения «Русского Павильона» в  Нью-Йорке прошло всего 4 месяца, но этому предшествовали годы, в одинаковой мере, интуитивной и осмысленной подготовки. Могу сказать, что первым шагом к Русскому Павильону стало открытие мной галереи в TriBeCa, в 2007 году. Это была прекрасная стартовая площадка, давшая мне возможность не только выставляться самому, но и проводить выставки с участием  как русских, так и американских художников. На протяжении следующих нескольких лет в галерее, которая являлась также моей студией и домом, побывали тысячи интереснейших людей, включая известных кураторов, художников, писателей, кино-теле звезд. Эти люди обогатили мой внутренний мир и уверили меня в том, что работая вместе с другими талантливыми людьми можно добиться грандиозных результатов.
Спустя некоторое время,  после открытия галереи, мы с  Дмитрием Семаковым-художником и куратором организовали Выставку Русских Художников, проходящей в рамках Недели Русской Культуры в Нью-Йорке. Выставка пользовалась большим успехом, который был отмечен мэром Блумбергом на приеме в Metropolitan Museum. На сегодняшний день, как художник и куратор, я участвовал в сотне групповых выставок, каждая из которых добавила опыт и знания, нужные для проведения мероприятия такого масштаба как «Русский Павильон».

Спасибо вам, что отметили мою роль в этом проекте. Но, как бы там ни было, этот проект был коллективным творчеством и для меня очень важно сказать слова благодарности тем, кто помог его осуществить.

В первую очередь, хочу отметить абсолютно бескорыстную и высокопрофессиональную помощь Натальи Колодзей, без чьего совета и деловой помощи этот проект никогда не стал бы на ноги. Хочется сказать спасибо Борису Беленькому, директору Русского Музея, с первого дня поверившего в проект и сделавшего так много для него.   Важной для меня была поддержка Валерия Ершова. После нашего с ним разговора, идея проведения «Русского Павильона» стала действительно полной и состоятельной. Игорь Вишняков, мой близкий друг и талантливейший художник,  он первым поддержал эту идею и поверил в нее.  Эрнст Неизвестный – человек на которого я равняюсь, который помимо участия в этой выставке “благословил” нас, сказав в личной беседе, что “это одна из лучших идей возникшая у русских художников с момента возникновения нон-конформистов в  50-ых годах”. Особая благодарность Юрию Сандунову-медиа координатору, а также,  нашему администратору Марине Гордон и координаторам-Екатерине Валевич и Елене Кармановой.


Отбор художников происходил при помощи комиссии состоящей из Натальи Колодзей, Регины Хидекель, Галы Кавачниной и Бориса Беленького. На суд комиссии художниками были представлены лучшие работы различных жанров и направлений. Объединяющим фактором являлись их несомненные художественные таланты, оригинальность и общественное признание. Помимо этого было важно, что их прошлое и настоящее так или иначе связано с Россией или странами бывшего СССР.

 

-Что на ваш взгляд отличает современное искусство, делает его оригинальным и новаторским?

Мы живем в мире современных технологий, которые прямо или косвенно влияют на искусство. Помимо всевозможных течений, так или иначе, связанных с этими инновациями, особо обращает на себя внимание интерактивное искусство, которое делает зрителя участником творческого процесса. Этот жанр был представлен в «Русском Павильоне» работами Игоря Молочевского, с которым мы курировали первую выставку интерактивного искусства в музее MORA, NJ пару лет назад.
На мой взгляд, одним из самых честных, ярких и потенциально сильных течений в современном искусстве, является Street Art. За последние 20 лет, благодаря таким гигантам как Banksy и Shepard Fairy, Street Art вышел за рамки аутсайдерского искусства. Он стал популярен и продаваем на крупнейших аукционах. И теперь ни кого не удивляет, что многие музеи включили в свои коллекции работы в стиле Street Art.

 

Художник Валерий Ершов.

-Насколько мне известно, у вас были  различные периоды творчества, достаточно далеко отстоящие друг от друга, как в стиле и технике живописи, так и в ее философской наполненности.  Что сейчас близко вам?

-Вот уже 30 лет я пребываю на арт-сцене. За это время я написал десятки различных живописных серий и, безусловно, они были выполнены в разнообразных стилях и материалах. Но, на протяжении всех этих лет, мои работы объединяет одна линия или, можно сказать, общая идея. Это мысль о воспевании материальных ценностей в мечтах или снах, которые никогда не сбываются… А раз не сбываются, то не приносят счастья, тем, кто об этом мечтает и благополучие не становится реальностью, а всегда остается только мечтой.

Я всегда пишу сны, а раз это сны, то мои герои всегда фантастичны и меняют свой облик, приобретая различные лики, порой превращаясь из человека в животное или птицу а, порой, и наоборот… Мои работы наполнены ассоциациями и иносказательностью как, к примеру, образы знаменитых личностей, таких как Путин или Леди ГаГа ассоциируются с целой эпохой, с идеологическим и культурным наполнением времени. Но, все это сны, и не нужно забывать об этом – реальность совсем другая.

 

Художник Даша Фурсей.

-Даша, расскажите, пожалуйста, какую работу и почему вы выбрали для Первого Русского Павильона? В чем ее концепция?

-Я представлена  на выставке  одной инсталляцией “самолет”. Мне хотелось сделать простую и лаконичную вещь.

Что касается концепции… о ней очень верно сказал Дмитрий Озерков и я могу лишь повторить его мысль:

«Самолетики выглядят как настоящие, хоть это всего лишь игрушки. Сорванцы будущие пилоты играют в них. Весь фокус в масштабах. Они учат нас, взрослых не воспринимать все настолько всерьез, чтобы дело дошло до конфликта. И не судить строго, ведь это всего лишь игра. Время проходит, история идет своим чередом, а игры остаются все те же. Будущих пилотов не заботят эти вопросы. Стоит ли напрягаться нам?»

-Насколько я знаю, у вас было много очень интересных проектов, в которых вы касались оригинальных и неизбитых тем, какой из этих проектов, лично вам, кажется, на сегодняшний день, наиболее значимым?

-Мне трудно сказать какой проект был более значимый для меня. Когда-то я решила для себя, относится к созданию работ, как к увлекательному путешествию, а не как к пункту назначения. Это значит, что какие-то конкретные проекты и удачи были результатом свободного творческого эксперимента. И каждая из них является небольшим шагом на этом пути. Хотя конечно мне очень приятно что 15 моих картин попали в коллекцию музея Март в Италии, и то что две моих работы: инсталляция “агент Валькирия” и живопись “Лес”, попали в коллекцию музея Эрмитаж в Санкт Петербурге. Я горжусь своим участием в венецианской биеннале,  и тем, что инсталляция “Пограничный столб кота Баюна”  попала в коллекцию Саатчи. В этой легендарной галерее, как раз сейчас, проходит выставка, в которой участвует эта моя работа.

Что, в творческом плане, волнует и занимает вас в настоящее время?

В творческом плане я сейчас очень увлечена несколькими проектами. Один из них это создание серии живописных портретов по мотивам книги Мишеля Уэльбека ” Карта и территория”. Герой этого романа художник создает серию портретов людей разных профессий, в том числе, и знаменитостей, но в необычном концептуальном ключе. Забавно что я начала следовать пути героя этой книги (что заметил  Фредерик Бегбедер, первый кого я написала в этой серии) до  того, как узнала что такая книга существует. В данном проекте мне интересно как может существовать классическая портретная живопись в контексте современного искусства. Ну и конечно кроме самих картин возникает еще и увлекательная история работы над портретом и узнавания моего героя, потому что люди которых я пишу, всегда потрясающе интересные.

Не так давно я сделала портрет знаменитого режиссера Эмира Кустурицы. Мне посчастливилось написать портрет с натуры, когда Эмир приезжал в Питер с гастролями группы” No smoking orchestra”.

Я сделала несколько его портретов. На одном из них “Easy hunter” Эмир изображен как охотник, в традиции европейской портретной живописи. Так часто изображали аристократов и королей. Однако в качестве дичи висящей на поясе изображены подстреленные диснеевские зверюшки Скрудж Мак Дак и распростертый у ног охотника Пумба. Работа была выставлена на моей выставке в кинотеатре “Аврора” во время петербургского кино форума. Выставку организовал замечательный Мирко Раденович.

 

Эмир посетил выставку и увидев эту работу развеселился и тут же купил попкорн и начал с невинным видом спокойно его есть рядом со «свеже-подстреленными» героями студии Дисней. Кстати меня тоже угостил. (смеется)  Не правда ли, Кустурица, который ест попкорн в кинотеатре это же полный сюр! Настоящий гений конечно всегда гений, каждую секунду.

Еще несколько слов о проекте, над которым я сейчас работаю – рабочее название «страна чудес, билет в один конец». В нем есть попытка понять загадочную, варварскую славянскую душу. Я недавно была в Малибу, в музее LACMA. Я потрясена искусством древних индейцев и тем как оно удивительно напоминает древнее славянское искусство.

Я уже сделала одну скульптуру для этого проекта. Она называется “Боевой славянский Петухан”.  Этот пятиметровый идол сейчас стоит в Москве в Третьяковской галерее сразу у входя, в рамках выставки ” Украшение красивого, элитарность и китч в современном искусстве”.

Что на ваш взгляд отличает современное искусство, делает его действительно оригинальным и новаторским, выводит за рамки вариаций на темы мастеров прошлого? 

Хотелось бы ответить на этот вопрос так. Иногда приходиться слышать что всё уже создано и, придумано и найдено, ничего нового придумать не возможно. Но посмотрите что происходит в природе. Каждый новый человек рождается не похожим на других, со своим собственным уникальным генетическим кодом. То есть природа не устаёт не повторяться. Значит и в каждом из нас заложена эта способность открывать новые миры. Может быть, через познание своего собственного уникального мира.

Современное искусство даёт огромные возможности художникам. Невероятное количество технических средств  и материалов. Надо сказать что и публика сейчас не такая консервативная как в прошлые времена. Люди живо откликаются и реагируют на всё новое, причем часто позитивно реагируют и на смелые решения. (смеется).  Я думаю нужно ценить эту ситуацию.

 

Художник-дизайнер Леонид Гуревич.

-Леонид, расскажите пожалуйста, о концепции вашей работы, представленной  на выставке. Почему выбор пал именно на нее или, возможно, она была создана специально для Первого Русского Павильона?

-Работа называется “PB Oil Spill” (“Нефтяной Выброс”) и была, действительно, создана специально для Русского Павильона.  Взрыв нефтяной платформы в мексиканском заливе оказался громадной катастрофой…  я помню какое на меня произвело впечатление когда это все случилось.  У меня из головы не выходили снимки пеликанов и дельфинов покрытые нефтью. Мне было важно сделать не просто еще одно красивое платье а, чтобы акцент приходился нa идею. Пусть это будет таким своеобразным протестом.  Мы создали его в содружестве с художником Артемом Миролевичем. Помимо того, что Артем замечательный художник, он еще и великолепный скульптор с уникальным трехмерным видением.  Меня с первого момента поразили его проволочные скульптуры. Мы давно хотели сделать совместный проэкт и вот, наконец, подвернулась идеальная возможность.  На месте уважаемой публики я бы теперь стал ожидать продолжения нашего сотрудничества в виде целой коллекции… (загадочно улыбается)

-Ваши работы всегда очень графичны. В основе их  лежит рисунок, в котором вы ищите гармонию линий или идея моды для вас первостепенна?

-Лично для меня, гармония линий и мода не разделимы. Если нет гармонии, то никакие ухищрения не спасут. Мне чрезвычайно важны линии, гармония и еще сильная концепция, как в случае с платьем “BP Oil Spill”.

-Что на ваш взгляд отличает современное искусство, делает его действительно оригинальным и новаторским, выводит за рамки вариаций на темы мастеров прошлого? Что, по вашему, можно отнести к основным тенденциями современного искусства?

– Мне кажется, что современное искусство – это взгляд в прошлое и в будущее одновременно.  К основным составляющим, я бы, отнес использование нетрадиционных материалов, острых идей, использование неких элементов, знакомых современникам… Современное искусство не пытается угодить вкусам, не боится заставить взглянуть на что-то нелицеприятное, не боится задеть за живое.

 

 

Художник Ирина Коваль.

-Ирина, расскажите пожалуйста о выбранных вами работах для Первого Русского Павильона? Почему именно их или, возможно они, были созданы специально для этой выставки?
-Нет, они не были созданы специально для этой выставки. Но, это самые последние работы. Буквально, за несколько месяцев до открытия выставки, я начала использовать новые материалы в попытке соединить живопись, графику, скульптуру и дизайн. Эксперимент продолжается. Для меня,это первые шаги и я очень рада тому, что удалось поделиться творческими новинками в “Павильоне”.

-Ваши маски очень красивы и декоративны, но в них чувствуется определенный философский смысл, не могли ли бы вы рассказать что скрывается за каждой их них?

Спасибо. Безусловно философский смысл в них есть, но мне хотелось бы, что бы  он не был определённым, конкретным. Хотелось бы дать каждому зрителю возможность увидеть свой и только свой смысл. Моя цель вызвать приятные эмоции, душевное удовольствие и дать полную свободу философского осмысления

-Что, на ваш взгляд, отличает современное искусство, делает его действительно оригинальным и новаторским?

Новые способы самовыражения. Нет больше жестких рамок, четких правил, стандартов и  традиций. Новые технологические достижения открывают огромное поле деятельности для творчества в любой области современного искусства. Я думаю, использование “New media” и есть основная тенденция современного искусства.

 

 

И в заключениие, вопрос к еще одному организатору Первого Русского Павильона – Регине Хидекель.

– Регина, что, на ваш взгляд, объединило художников, выставивших свои работы на выставке Русского Художественного Павильона -2013? Представленные работы достаточно разнообразны, можно ли назвать эту подборку репрезентативным срезом современного русского искусства, чтобы судить о тенденциях его развития?

Выставка объединяет художников по единственному принципу — стремлению участвовать в широкомасштабной акции в связи с Art Armory Week и другими лидирующими международными выставками, где современные русские художники сегодня  почти не представлены.

Из собственного кураторского опыта знаю , что в разное время решаются разные задачи.

Один из художников Русского Павильона, Валерий Ершов, например, в 1995 участвовал в оной из моих первых нью-йоркских выставок – “5 + 5”. Кураторская концепция  выражалась не столько в выявлении различных тенденций, а взаимного встречного движения пяти русских и пяти американских художников к современной фигуративной картине. Американцы отталкивались от концептуализма и перформенса, на чьих принципах были воспитаны  а,  русские, обладавшие академической выучкой, осваивали принципы нового художественного мышления.  Это встречное движение могло обогатить обе стороны.

Выставка “It’s the Real Thing”. Советский соц арт и американский поп арт” в  Вайсман Арт музее фокусировалась на  выявлении культурных пересечений. Она была особенно важна для русских художников, потомучто их работы сопоставлялись  с работами наиболее важных и дорогих американских – Уорхола, Лихтенштейна, Розенквиста и тд. Книга, изданная в связи с выставкой в 1998, долго служила им своего рода визитной карточкой. Она изучается в колледжах и до сих пор бестселлер.

Гигантская выставка русских и американских художников 2001 года, для которой я выбрала поразительное пространство в Дамбо, который обещал в то время стать одним из развивающихся центров художественной жизни, представляла скорее вертикальный срез художественного Нью-Йорка.

Выставка “Русский Павильон” – тоже вертикальный срез, она представляет художников разных поколений, направлений, живущих в разных городах и странах  – США, РФ, Голландия.

Любопытно, что Даша Фурсей из С. Петербурга, единственная представляет жанр инсталляции, которую, я бы назвала, игровой, интерактивной. Она очень органичный художник и все, что она делает, ярко окрашено ее индивидуальностью. А это так важно в искусстве, говорить своим голосом.

Мне хочется пожелать Русскому Павильону успешного развития и достижения цели – стать полноправным участником крупнейших престижных международный выставок. 

Интервью вела Татьяна Бородина

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможно только с разрешения автора проекта.

Elegant New York благодарит всех, кто принял участие в нашем мульти-интервью.