Виталий Орлов

В Еврейском музее Нью-Йорка, после полуторагодового перерыва, вызванного пандемией, проходит (до 9 января 2022 года) крупномасштабная выставка международного уровня «Восстановленная история разграбленных и утерянных произведений изобразительного искусства» ( Afterlives: Recovering the Lost Stories of Looted Art). 

Воровство и уничтожение произведений искусства имели место на протяжении всей его истории, но только в ХХ веке это предпринималось на государственном уровне.

В Мюнхене в здании галереи в парке Хофгартен, 84 года тому назад германскими нацистами была открыта выставка «Дегенеративное искусство», на которой было представлено около 650 произведений художников, чье творчество не вписывалось в генеральную линию нацистской партии в области искусства. Это были классики модерна, а также авторы еврейского происхождения и коммунистических убеждений. Среди отвергнутых художников были, в частности, Отто Дикс, Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Марк Шагал, Макс Эрнст, Алексей фон Явленский и много других. 

По версии Адольфа Гитлера и его идеологов это искусство подлежало уничтожению. Операция по чистке в немецком изобразительном искусстве отмечена конфискацией 16 тысяч единиц. Конфискованные у частных владельцев и музеев работы были собраны в Берлине, и 1004 картины и 3825 графических работ были сожжены 20 марта 1939 года во дворе пожарной части района Кройцберг.

Но уничтожена была только часть конфискованного. Нацистская верхушка отдавала себе отчет о ценности шельмовавшихся ими произведений искусства. Поэтому решением Гитлера некоторые шедевры были обменены в иностранных музеях на картины старых мастеров.125 работ были отобраны для продажи через подставных лиц на аукционе в Швейцарии.

Значительная же часть из конфискованных, а также и сохраненных «легальных» музейных экспонатов была попросту разворована и разграблена, по большей части уже во время Второй мировой войны.  

После войны были предприняты немалые усилия, потраченные на поиск утерянного и разворованного. В этой связи в первую очередь следует назвать сокровища Дрезденской галереи, которые были спрятаны нацистами в подземельях Дрездена, и в самом конце войны, найденные советским офицером Леонидом Волынским, они были переправлены в СССР, а через некоторое время возвращены Германии.

В наши дни, в 2014 году выставка «Дегенеративное искусство» была воспроизведена в Новой Галерее Нью-Йорка, или, как ее называют, «Музей немецкого и австрийского изобразительного искусства». На выставке экспонировались сохранившиеся произведения авангардистов и те, которые были утрачены, но к этому времени уже обнаружены.

Еще более объемная выставка на ту же тему состоялась в Nassau County Museum of Arts (штат Нью-Йорк).

Нынешняя выставка в Еврейском музее раскрывает тему разграбления произведений искусства до, во время и после Второй мировой войны: от момента их захвата, перемещения через распределительные центры, до мест восстановления и сетей коллекционеров.  На выставке представлены картины, рисунки и предметы ритуальной иудаики, которые пережили переломный период насилия и потрясений, несмотря на огромные трудности, и прослеживаются временные рамки и пути разных объектов, переходивших из рук в руки. Рассказы об этих бесчисленных историях сопровождаются архивными документами и фотографиями. 

Во время Второй мировой войны нацистские войска украли бесчисленное количество произведений искусства и культурных ценностей. После войны было обнаружено около миллиона произведений искусства и 2,5 миллиона книг, но многие были уничтожены безвозвратно. Выставка и разработанный ее каталог прослеживают многоступенчатые истории уцелевших предметов, рассказывают об обстоятельства их кражи, послевоенного спасения, тайную жизнь в частных музеях и коллекциях.

Среди экспонатов выставки работы крупных художников, которые были украдены из еврейских коллекций во время войны, таких как Пьер Боннар, Марк Шагал, Поль Сезанн, Гюстав Курбе, Поль Клее, Франц Марк, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Камиль Писсарро и другие; ценные произведения иудаики; редкие предметы иудейских обрядов из разрушенных синагог. 

Спустя семьдесят пять лет после Второй мировой войны выставка проводит зрителя по пути, по которому произведения искусства пересекали национальные границы, через военные склады, сети коллекционеров, а также через мародеров, идеологов и реституционных организаций.

Для примера история двух картин Анри Матисса. Они были конфискованы нацистами из одной коллекции, вместе прошли через несколько складов и центров обработки, после этого разошлись, но в конце концов воссоединились спустя десятилетия после того, как они были украдены. И «Ромашки» (1939), и «Девушка в желтом и синем с гитарой» (1939) принадлежали Полю Розенбергу, известному еврейскому торговцу, который представлял многих из самых влиятельных художников 20-го века. «Ромашки» и «Девушка в желтом…»  были захвачены нацистами, которые ворвались в банк Бордо, где Розенберг хранил свои самые ценные вещи перед бегством в Америку. Нацисты также ворвались в парижскую галерею Розенберга, которую они превратили в офис Института изучения еврейского вопроса, используя его площадь для организации выставки «Le Juif en France» – одной из крупнейших антисемитских выставок в истории. Обе картины Матисса были переданы в Лувр, а затем в галерею Jeu de Paume, которая была превращена в склады нацистов. 27 ноября 1942 года «Девушка в желтом…» участвовала в обмене четырьмя картинами с немецким торговцем произведениями искусства Густавом Рохлицем, действующим от имени Германа Геринга. «Девушка в желтом…» оставалась до конца войны в обширной коллекции награбленных произведений искусства Геринга, а после – возвращена Розенбергу. «Ромашки» же остались в Jeu de Paume, но тоже были возвращены после войны Розенбергу. Обе работы Розенберг продал частным коллекционерам, от которых позднее картины перешли в коллекцию Чикагского института искусств: «Ромашки» – в 1983-м, а «Девушка в желтом…» – в 2007 году и вновь объединились.

На выставке представлены и другие замечательные истории. Среди них «Битва на мосту» Клода Лоррена (1655 г.), проданная под принуждением и предназначенная для так и не построенного личного музея Гитлера; «Пурим» Марка Шагала (ок. 1916-17), творчество которого в 1937 году было названо Министерством просвещения и пропаганды нацистского рейха «дегенеративным», – был изъят из музея Фолькванг в Эссене и приобретен неким нацистом, погибшим в 1945 году; картина Курта Швиттерса «Открыто таможней» (1937–38), сделанная в то время, когда художник находился в изгнании,-  с тремя нацистскими таможенными штампами.

Выставка показывает важную роль Еврейского музея в выявлении и возвращении тысяч ритуальных предметов, которые были украдены из европейских синагог и частных домов.

Одна группа предметов поступила в Еврейский музей через компанию Jewish Cultural Reconstruction, Inc. (JCR). JCR отвечала за поиск домов для более чем 350 000 книг и 10 000 церемониальных предметов (включая 1000 свитков Торы) – в Соединенных Штатах, Израиле и во всем мире. Огромное их число прошло через Еврейский музей, который выступал в качестве временного хранилища. Более 200 из этих предметов вошли в постоянную коллекцию музея. 

Другая группа поступила в Еврейский музей через еврейскую общину Данцига (ныне Гданьск) в Польше. Сталкиваясь со все более агрессивными преследованиями, вынужденные раздать содержимое Большой синагоги, члены общины в сотрудничестве с Американским еврейским объединенным распределительным комитетом отправили десять ящиков материалов в Еврейскую теологическую семинарию в Нью-Йорке в 1939 году. Оставалась надежда, что община в Данциге будет после войны восстановлена, но это оказалось невозможным, и материалы были официально переданы Еврейскому музею в 1954 году. На выставке представлены некоторые предметы из обоих источников, а также материалы из архивов музея, документирующие их непростую историю.

Еврейский музей также поручил нескольким современным художникам создать новые работы, дополняющие выставку. Инсталляция Марии Эйххорн (Германия) представляет украденные книги и архивные документы. Хадар Гад (Израиль) создал серию крупномасштабных картин, основанных на архивных фотографиях, сделанных в различных местах, где побывали экспонаты выставки. Дор Гез (Израиль) собрал материалы из прошлого собственной семьи, объединяющие христианские, палестинские и тунисские еврейские истории. Это предметы и ​​фотографии, в которых говорится о роли языка, изображений и материальной культуры как ориентиров для идентификации. А Лиза Оппенгейм (США) раскрывает роль фотографий, которые документируют разрушение и исчезновение отдельных произведений искусства.

Сопроводительный каталог Дарси Александер и Сэма Сакероффа с эссе Джулии Восс и Марка Васюты содержит наводящее на размышления исследование уникальной способности искусства свидетельствовать об исторических событиях. В эссе представлены процессы утраты и восстановления с разных точек зрения, реконструируются места, через которые перемещались награбленные произведения, а также анализируются последствия культурного разграбления.