Елена Фитерман
Хуан Карлос Пинто, художник, работающий под девизом “Что для одного мусор, то для другого сокровище”
Прошлым летом я написала о мозаичном туннеле, через который я прохожу почти каждый день по дороге к метро. После того как Atlas Obscura опубликовал мою статью, я связалась с создателем мозаики, Хуаном Карлосом Пинто, и мы мгновенно подружились. Мы общались в социальных сетях по несколько раз в неделю, но только недавно наконец-то встретились в его студии.
Пинто иммигрировал в Соединенные Штаты в октябре 1998 года из Гватемалы, всего через два года после окончания там гражданской войны. Война между правительством Гватемалы и повстанческими группами, состоящими в основном из коренных жителей майя и крестьян-ладино, продолжалась с 1960 по 1996 год. В ходе этой 36-летней войны было убито более 200 000 человек. В Гватемале Карлос окончил университет и даже несколько лет преподавал.
“Я приехал в Нью-Йорк специально для того, чтобы стать художником, принять искусство как форму жизни”,- сказал он. “Если бы я остался в своей стране, не думаю, что смог бы это сделать, потому что там все еще ограниченный менталитет маленькой деревни. 80-е годы в Центральной Америке в целом были непростым временем. Мое поколение было свидетелем большого количества насилия. Нам всем по ночам снились кошмары. Искусство стало моим спасителем. Принятие искусства, как моей формы жизни, определенно, поддерживает меня. Искусство – это не моя терапия или лекарство, это моя миссия”.
Выбирая новый дом после того, как он решил покинуть Гватемалу, Пинто думал о разных местах, которые могли бы помочь ему развиваться как художнику. Вначале он подумывал о Париже, но остановил свой выбор на Бруклине, одном из 5 районов Нью-Йорка. “Как художник я должен выбрать город, где я могу быть художником, не обращая внимания на то, что думают люди, городе, где есть раскрепощение и свобода… Бруклин был хорошим вариантом, чтобы попытаться быть свободным”, сказал он. “Это было сознательное и логичное решение попробовать стать художником именно здесь”. Тем не менее он не смог сразу стать полноценным художником; иначе он был бы “голодающим художником”. Его первая (и единственная официальная) работа в Нью-Йорке – это официант в The Crooked Tree, французской блинной, расположенной в Ист-Виллидже в Манхэттене. Там он встретил свою будущую жену Эми, которая тоже работала официанткой.
На создание мозаик из керамики Карлоса вдохновили работы Джима Пауэра, который украшал мозаикой фонарные столбы в Ист-Виллидже. Они начали работать вместе.
Затем жена Карлоса рассказала ему об Исайе Загаре из Филадельфии, который является одним из крупнейших художников-мозаичников в Соединенных Штатах. Карлос получил возможность работать с ним все лето и учиться у Мастера.
Загар сказал ему: “Улицы – это твой холст; это даст тебе стены, чтобы рассказать людям, что ты думаешь и чувствуешь, и материалы, которые нужны тебе для работы”. С тех пор мотивацией и вдохновением Карлоса стала возможность создавать искусство, которое может увидеть каждый, а не то, за которое нужно платить.
Сфера творчества Карлоса охватывает абстрактную живопись, работу с плиткой, работу по дереву, трафаретный спрей, а также использование небиоразлагаемого пластика и стекла. Большая часть материалов основана на извлеченных из мусора или найденных на улицах предметах. Со слов самого Карлоса:
“Я решил использовать только ранее использованный материал и дать ему новую жизнь. Нью-Йорк-щедрый город в смысле материалов, потому что люди выбрасывают много мусора. Кроме того, это дешевле чем идти в магазин художественных принадлежностей. Вы идете на угол, берете что-то из мусора и – бинго. 70% моих материалов используются повторно.”
Так что в ход идет все: битая посуда и зеркала, бусины, домино. Английская поговорка “One man’s trash is another man’s treasure” (Что для одного мусор, то для другого сокровище) очень точно соответствует его подходу в выборе материалов.
Сейчас мозаики Пинто можно найти во многих частях Нью-Йорка: на стенах зданий, внутри ресторанов, в парках. Часто в свое искусство он включает птиц. Впервые Пинто использовал образы птиц для мозаики в P.S. 217, начальной школе, расположенной недалеко от моего дома. В 2011 году Карлос получил грант от Бруклинского совета искусств, и разрешение использовать для работы наружные стены школы. В результате получилась мозаика с изображением 27 птиц, представляющих количество языков, на которых говорили в школе.
Карлос стал первым художником, использующим MetroCards (пластиковые карточки с магнитной лентой для оплаты проезда в общественном транспорте) как форму искусства. А началось это так…
Однажды в начале 2000-х Пинто пытался вернуться домой на метро. Только что прошло повышение платы за проезд, и в результате этого на его MetroCard не хватало всего 25 центов, чтобы оплатить поездку. В результате он перепрыгнул через турникет, и его тут же остановил полицейский и выписал штраф за уклонение от уплаты.
Бунтарь по духу, Карлос решил выразить протест против повышения платы за проезд искусством. В то время он только что закончил портрет Джона Леннона, используя найденные и уже использованные карточки MetroCard. Он отсканировал его и сделал плакаты в знак протеста против кризиса общественного транспорта. Как известно, Леннон тоже был бунтарем, протестовавшим против войны во Вьетнаме, так что его образ очень подходил для этой цели. Пинто разместил плакаты по всему городу. Несмотря на то, что он использовал уже отслужившее свое карточки, MTA (транспортное управление) пыталось подать на него в суд за использование их интеллектуальной собственности. Но когда их адвокаты, поняли, что все, что он делает, это искусство из мусора, то дальше судебного разбирательства дело не пошло.
Карлос создал сотни мозаик известных личностей: музыкантов, художников, спортсменов. Он также воссоздал некоторые известные картины. В настоящее время Пинто воссоздает образы птиц и животных, обитающих в штате Нью-Йорк.
Картины Карлоса на основе MetroCard- это не просто иллюстрации. Каждая картина может рассказать тысячи историй так как на магнитной полосе закодировано, где и когда ее использовали, и таких карточек иногда требуется около сотни, чтобы создать изображение. Что касается техники создания мозаик, Пинто описал производственный процесс в несколько шагов. Прежде чем сделать деталь, он должен разметить цвета. Как правило, метро-карта ограничивается пятью цветами, хотя сейчас есть карты, в которых их больше. Затем идет разметка деталей, после чего карточки нужно разрезать и наклеить на основу.
Хуан Карлос давал интервью многим телеканалам и снимался в документальных фильмах. Его работы выставлены в нескольких художественных галереях Нью-Йорка и доступны для продажи по цене от 600 долларов за штуку.
С начала нашей дружбы я стала подбрасывать Карлосу разные конкурсы и проекты, в которых он мог бы принять участие. Буквально несколько месяцев назад Рокфеллер Центр объявил конкурс работ для флагов, которые традиционно украшают площадь. Карлос отправил свою работу, и ее выбрали, как одну из лучших. Для него, недавнего иммигранта из Гватемалы, было огромной честью увидеть высоко развившийся флаг по его дизайну в самом сердце Нью-Йорка.
Знакомство с Карлосом заставило меня пересмотреть мое отношение к “бытовому мусору”. Я стала отслеживать сообщения в фейсбуковской группе “Buy Nothing…” (“Не покупай ничего…”), где люди, живущие рядом с нами, постоянно предлагают то, что им самим уже не нужно. Почти каждую неделю я пересылаю ему сообщения с предложениями старых зеркал и посуды, остатков краски и картин, “намозоливших” глаза своим хозяевам, которые Карлос может использовать как основы для мозаики. Кстати сказать, знакомые Карлоса часто приносят ему то, что раньше бы не задумываясь выбросили. Так что если вы читаете меня в Нью-Йорке или окрестностях, не торопитесь выкидывать осколки от разбитой любимой чашки. Они могут приобрести вторую жизнь, став частью новой мозаики. Да и старые метрокарты тоже пригодятся. Буквально на прошлой неделе транспортное агентство MTA сообщило о том, что к следующему году оно полностью откажется от пластиковых карточек, и оплата будет производиться в электронном виде с помощью кредиток и мобильных телефонов. Так что Карлос может остаться без “сырья” для производства.
И, как оказалось, рядом с нами живет много других талантливых людей, использующих старые материалы для создания новых произведений. Через ту же самую группу “Buy Nothing…” у меня уже несколько раз забирали стопки старых журналов для коллажей и скрапбукинга. Мне даже удалось избавиться от огромного количества карандашей-крайон, которые скопились у сына за годы школы, а у меня рука не поднималась просто так выбросить в мусор. Одна молодая дама переплавила их в свечи с именами детей своих друзей и превратила их в новогодние подарки.
При нашей встрече Карлос решил отблагодарить меня за PR, помощь и поддержку. И как вы думаете какой подарок он мне сделал? Мне досталась последняя напечатанная копия того самого плаката с изображением Джона Леннона.