Виталий Орлов

 

[quote style=”boxed”]В сентябре нынешнего года Нью-Йоркская Филармония открывает свой 173-й сезон, а это значит, что через два года грядет почтенный юбилей музыкального сообщества, сохраняющего свое всемирное значение. Самое время оглянуться и оценить значимость пройденного пути.

 

Кто только из великих музыкантов не выходил к дирижерскому пульту Симфонического оркестра Нью-Йоркской филармонии, а некоторые становились и ее худруками: Артуро Тосканини, Дмитрис Митропулос, Леонард Бернстайн, Пьер Булез, Зубин Мета, Курт Мазур. К этой цепочке великих пока можно присоединить, пожалуй, еще только Лорина Маазеля, «последнего из могикан», который был художественным руководителем Нью-Йоркской филармонии и дирижером Симфонического оркестра в течение 2002 – 2009 годов, заслужив к этому времени всемирную репутацию.

За долгие годы своей карьеры Маазель выходил на сцену как дирижер с самыми лучшими оркестрами и солистами мира, а еще был композитором и скрипачом.

В моей биографии поклонника классической музыки есть эпизод, который я часто вспоминаю. Однажды мне довелось присутствовать на выпускном концерте дипломников Манхэттенской школы музыки. На концерт был приглашен Мстислав Ростропович  провести с выпускниками мастер-класс. Девушка-китаянка сыграла скрипичный концерт Чайковского, технически безошибочно, и после этого на сцену поднялся Мстислав Леопольдович. Помолчав, он сказал: «Вы играли хорошо… Можете себе представить, этот концерт я слушал в исполнении разных солистов наверняка больше 1000 раз! Но вы, выходя с ним на сцену, должны играть его как будто только для меня – слушателя и так, как будто я его буду слушать сегодня впервые!»

Именно так подчас удавалось дирижировать Лорину Маазелю. Запомнилось, например, как он с оркестром Нью-Йоркской филармонии исполнял Шестую симфонию Чайковского – произведение, которое любители музыки, кажется, знают на память от первого до последнего аккорда. Но Маазель сыграл его вдохновенно, как в первый (а может быть, как в последний !) раз в жизни, и зал наградил его 15-минутной овацией.

[quote style=”boxed”]Л.Маазель и М.Ростропович были не только единомышленниками, но и друзьями –  Ростропович был первым, кто прислал Л.Маазелю поздравление по случаю его 75-летнего юбилея, отмечавшегося в Линкольн-центре в 2005 году: «Дражайший Лоринчик! Я поздравляю тебя, но более всего – любителей музыки, слушателей твоих выдающихся концертов, и всех музыкантов, которые имели удовольствие когда-либо играть с тобой – с твоим 75-летием. Наша дружба длилась десятилетиями. Я буду всегда помнить наш концерт в Эдинбурге на первом фестивале Шостаковича, где мы встретились впервые. После этой нашей совместной прекрасной презентации ты написал для меня Концерт для виолончели с оркестром, который впоследствии я с огромным удовольствием исполнял во многих странах. Я обнимаю тебя. Поздравляю тебя и всю твою семью с этим прекрасным праздником. С любовью, твой Слава».

Маазель заметно тяготел к музыке русских композиторов, нередко приглашал в свои концерты  солистов-инструменталистов и вокалистов из бывшего СССР. Возможно, давало себя знать его украинско-еврейское происхождение: Маазель родился в американской еврейской семье в Париже (что дало мне повод назвать эти заметки, перефразируя сочинение Гершвина «Американец в Париже»), но его дед Исаак Маазел был родом из Полтавы, а бабушка Эстер – из Харькова. Они прибыли в Америку из России в 1900 году.

Исаак был блистательным концертмейстером-скрипачом в Москве уже в возрасте 14 лет. Но так случилось, что умер его отец, и на плечи юного Исаака легла забота о семи братьях и сестрах, и потому выдающейся карьеры он не сделал. Позднее вся семья Маазелей эмигрировала, и Исаак стал первой скрипкой в оркестре Метрополитен Опера, проработав в нем  более 20 лет. Его сын Марвин там же стал в раннем возрасте певцом. Второй сын Исаака Линкольн, будущий отец Лорина, также стал певцом, а мать Лорина была талантливой пианисткой.

Первые уроки игры на скрипке Лорин взял в возрасте пяти лет, а в восемь уже дирижировал студенческим оркестром. Его первым учителем был Владимир Бакалейников. В 1939 году, когда Лорину было 9 лет, состоялся его дебют в Нью-Йорке. В том же году он дирижировал оркестром Лос-Анджелесской филармонии, деля концертные программы с …  Леопольдом Стоковским! Учебу Лорин продолжил в Университете в Питтсбурге, изучая языки, математику, философию. Одновременно он работал скрипачом в Питтсбургском симфоническом оркестре, иногда и дирижировал им и, кроме того, создал струнный квартет. В 1951 году Л.Маазель уехал в Италию, чтобы продолжить учебу, а два года спустя состоялся его европейский дебют сначала как дирижера симфонического оркестра, а потом и оперы. Со временем Лорин стал появляться на концертной эстраде с лучшими симфоническими оркестрами мира и на сценах главных европейских оперных театров и Метрополитен Опера.

[quote style=”boxed”]Когда в 2002 году Л.Маазель стал музыкальным руководителем оркестра Нью-Йоркской филармонии, сменив на этом посту Курта Мазура, его назначение не все восприняли с оптимизмом. «У Маазеля совершеннейшая техника дирижирования, – говорили некоторые, – но от его дирижерской палочки исходит раздражающая интерпретация даже известных произведений». Постепенно однако все поняли, что он может быть блистательным и волнующим, увлекающим за собой даже в том случае, когда вы с ним не согласны; что этот чрезвычайно талантливый человек заставил по-новому зазвучать оркестр Нью-Йоркской филармонии…

Р.Щедрин и Оркестр Л.Маазеля на премьере «Очарованного странника».

Еще до 75-летнего юбилея маэстро, отмечавшегося публично, я как журналист встречался с ним несколько раз. Особенно запомнились два его проекта.Первый – опера Родиона Щедрина для концертной сцены «Очарованный странник», созданная в 2002 году на собственное либретто композитора по повести Николая Лескова. Опера была написана по заказу Лорина Маазеля  и ему посвящена…

В перерыве между репетициями «Очарованного страника», в лабиринте служебных помещений Эвери Фишер-холла, я встретился с Р.Щедриным и Л.Маазелем.

[quote style=”boxed”]Родион Константинович рассказал: “Когда Маазель заказал мне оперу, я предложил ему в качестве основы для либретто повесть моего любимого писателя Лескова. Но обратить его в «лесковскую веру» оказалось не так просто. Он  попросил дать ему текст. По прочтении текста в переводе на английский у него было кислое-кислое лицо. Тогда я достал для него немецкое издание, и тут реакция была совершенно иной: «Замечательное произведение, я наконец понял, в чем дело».  19 декабря 2002 года состоялось премьерное концертное исполнение оперы солистами и оркестром Нью-Йоркской филармонии под руководством Маазеля в Эвери Фишер-холле.

– Но что значит «заказать оперу»? В каком виде формулировался заказ? Какие были требования? Кто подбирал исполнителей? – спросил я у Р.Щедрина.

– Подтекст этого заказа – мой юбилей, – ответил Щедрин. Мы познакомились с Маазелем лет 12 тому назад, когда по заказу Чикагского симфонического оркестра я писал сочинение к 100-летнему юбилею этого коллектива. Оно называлось «Старинная музыка российских провинциальных цирков». Мировой премьерой дирижировал тогда Л.Маазель, и потом он еще много раз включал это сочинение в свои программы. Для Питтсбургского оркестра, которым Л.Маазель одно время руководил, я написал Концерт для трубы, а к 50-летию оркестра Баварского радио в Германии мне – единственному композитору – заказали  большую симфонию, которой тоже дирижировал Л.Маазель.

Нынешний день (16 декабря 2002 г. –Авт.) я провел на репетиции Маазеля с хором, оркестром, солистами. Это очень большая работа – полтора часа музыки, огромное количество участников… Кое-какие пожелания Л.Маазель высказал: например, чтобы это было произведение на весь вечер. Но основной выбор был за мной. Певцов мы подбирали вместе. Двое из них говорят по-русски. Это тенор Евгений Акимов из Петербурга и бас Айн Ангер. Он эстонец, и по-русски говорит хорошо. Сейчас Айн работает в Германии, он первый бас Лейпцигской оперы. Финнская певица  Лилли Паасикиви – блистательное меццо-сопрано. Она по-русски не говорит, но ее концертмейстер родом из России. Певцов мы подбирали очень придирчиво. Особенно долго не могли найти баса. Одним из кандидатов был, например, замечательный английский певец, но тип его голоса не подошел – слишком элегантный, аристократичный. Айна мы нашли случайно. Маазель приехал ко мне в Мюнхен, туда же приехал Айн, мы слушали его почти целый час. Маазель попросил его: «Ну-ка, спойте нам по-русски Гремина. А Верди пели? Что? «Трубадура»? Ну-ка, спойте нам по-итальянски второй акт!».

Р.Щедрин и М.Плисецкая на премьере «Очарованого странника».

Вторым проектом с участием  Маазеля, о котором я хочу рассказать, была опера Бизе «Кармен» в очень необычной постановке.

Майкл Экер (тот самый, кто в 1994 году впервые организовал на чемпионате  мира по футболу концерт трех выдающихся теноров: Доминго, Каррераса и Паваротти), в 1987 году основал компанию OOS – Opera on Original Site («Опера на месте события»), которая решила осуществлять оперные спектакли, причем на самом высоком исполнительском уровне, в том месте, с которым исторически и географически связаны происходящие в них события. Компания осуществила в 1987 году постановку «Аиды» Верди в храме Луксор в Египте; в 1998 году – оперу Пуччини «Турандот» в Китае, а годом позже – «Набукко» в Иерусалиме.

[quote style=”boxed”]В сентябре 2004 года М.Экер  решил провести фестиваль «Кармен в Севилье», главным событием которого должна была стать  опера Бизе «Кармен».

Предполагалось, что спектакль будет идти в самом сердце города, в местах, которые вдохновили композитора: на площади Испании, в парке Марии Луизы, на арене для корриды. Площадь Испании превратится в живописную Севилью начала 19-го века  с табачной фабрикой, где Хозе встречает Кармен. Здесь будет первый акт оперы. Сцена для второго акта – под колоннадой центрального павильона этой же площади. Здесь будет таверна Lillas Pastia. В этом акте примет участие танцевальный ансамбль фламенко. Как известно, действие третьего акта – встреча контрабандистов – проходит в горах, но в горы зрителей не повезут. Во время антракта они займут места на трибуне с противоположной стороны, лицом к парку Марии Луизы. Специальные световые эффекты превратят парковый ландшафт в горный лесной массив.

[quote style=”boxed”]Между третьим и четвертым актами – большой двухчасовый перерыв. За это время зрители успеют пройти пешком или проехать в конном экипаже от парка Марии Луизы к арене для боя быков – сооружению 18-го века. Здесь, на площади Торос де ла Маэстранца, будет финальный четвертый акт. Дорога от парка Марии Луизы до площади Торос де ла Маэстранца, пролегающая по набережной Гвадалквивира – да-да, той самой легендарной реки, которая и сегодн «шумит, гудит» – будет празднично украшена, и множество уличных торговцев предложат зрителям «тапас» – национальную еду, а также сувениры, так или иначе связанные с оперой. Своим искусством зрителей развлекут танцоры, музыканты и мимы.

К. Саура, Л.Маазель и мэр Севильи Альфредо Монтесерин. Проект «Кармен».

Предполагалось, что состоится 9 представлений «Кармен», каждое из которых сможет посмотреть около 14 000 зрителей. Как и к своим прежним постановкам, Майкл Экер решил привлечь лучших в мире исполнителей ролей оперы. В роли Кармен – солистка  Метрополитен  Опера Ольга Бородина, ее соотечественница Екатерина Семенчук, румынка Анжела Георгиу и  американка Дениз Грейвз. В роли Хозе – прекрасные теноры Никола Росси-Джордано и Нейл Шикофф, только что блистательно исполнивший главную партию еврея Элиазара  в сенсационном спектакле Мет «Жидовка». Эскамильо будут петь Руджерро Раймонди и Ильдар Абдразаков. Все 9 представлений сопровождает Оркестр Нью-Йоркской филармонии, за дирижерским пультом – музыкальный руководитель постановки маэстро Лорин Маазель.  Свет ставит обладатель трех «Оскаров» Витторио Стораро, а ответственным за звук будет профессор Вольфганг Фриц из Венской государственной оперы. В спектаклях примет участие около 1500 артистов, музыкантов и танцоров.

В начале 2004 года в Эвери Фишер-холле Майкл Экер устроил обсуждение всех деталей этого проекта. В обсуждении приняли участие Лорин Маазель, знаменитый  испанский кинорежиссер Карлос Саура, мэр Севильи Альфредо Санчес Монтесерин, генеральный консул Испании Хуан Мануэль Эгеа, атташе по культуре консульства  Испании Энрике Ойеда, исполнительный директор Нью-Йоркской филармонии Зарин Мета, главный администратор Российского национального оркестра Сергей Марков.

Л.Маазель. Дружеский шарж

К большому сожалению, этот грандиозный проект, насколько мне извесно, не осуществлен из-за ухудшения политической обстановки в мире. Но Лорин Маазель, элегантый и энергичный, с восторгом и в то же время дотошно, со знанием дела обсуждающий этот грандиозный проект, таким и остался в памяти. После Нью-Йорка Л.Маазель  несколько лет работал в Европе, но все же пик его творчества связан, по-видимому, с Нью-Йорком, и его нью-йоркские коллеги в Эвери Фишер-холле об этом не забывают.

В середине июля 2014 года в  Нью-Йорк из Каслтона (штат Вирджиния) – города, где был похоронен его отец, пришло печальное известие: в своем доме, после осложнений от перенесенной пневмонии, на 85 году жизни скончался Лорин Маазель, выдающийся музыкант современности.

 

 

,
Фотографии  Виталия Орлова
(кроме друж.шаржа и первой в публикации фотографии)