Глория и Герда Гриффон

В 1993 году Judith Leiber стала первым дизайнером сумок, удостоенным награды «За Жизненные Достижения» от Council of Fashion Designers of America. В своем скромном спиче на церемонии вручения она заметила: «Мне очень повезло. Чтобы делать сумочки, таланта нужно совсем немного, гораздо важнее – удача». О труде и преданности своему делу Джудит не сказала ничего.


Позволю себе восполнить этот пробел:) За свою карьеру дизайнер создала около 3500 моделей сумочек, и наибольшую известность ей принесли фигурные клатчи, инкрустированные стразами и драгоценными камнями. Она приехала в Америку с маленьким ящичком с инструментами и смогла с их помощью сделать аксессуары, которые сегодня справедливо считаются культовыми.

Всю свою жизнь дизайнер занималась только одним делом, но осваивать его она стала в связи с трагическими обстоятельствами. В конце лета 1939 года, будучи студенткой, изучавшей химию в King’s College London, Judit Pető категорически отказалась уезжать из родного Будапешта, где гостила на каникулах у родителей. Ее отец настаивал, чтобы дочь вернулась в Великобританию, так как предполагал возможное начало войны. Но именно это обстоятельство заставило 18-летнюю девушку остаться с семьей. 1 сентября началась Вторая Мировая, а Юдит начала работать в компании, занимавшейся производством женских сумок. Она училась буквально всему, от раскроя кожи до упаковки готового изделия, и новое дело стало не просто способом заработка, а увлечением, полностью захватившим девушку.

Она мечтала создавать собственные сумки, и придумывала их в страшные годы Холокоста. Это было ее эмоциональным «спасательным кругом». Судьба венгерских евреев известна. Два члена семьи Юдит были убиты нацистами за то, что отказывались носить на одежде желтые звезды. Девушке с родителями удалось выжить буквально чудом, потому что отец, как сотрудник банка, смог попасть под швейцарскую юрисдикцию. Выходить на улицу Юдит было категорически запрещено. В квартире, в которую семье пришлось перебраться во время войны, поселилось 26 человек. После освобождения Будапешта советской армией жильем для них стал подвал, но начинающий дизайнер снова смогла работать.


Она искала клиентов, где только могла. Однажды Юдит сшила кошельки для секретарей Американского представительства в Будапеште, а когда пришла их отдавать, познакомилась с сержантом армии США Gerson Leiber. Молодые люди влюбились и поженились, у них оказалось очень много общего, в том числе, стремление к творческой реализации. Невероятное везение!

В 1947 году чета Leiber приехала в NY, где амбициозная девушка быстро нашла себе работу. В основном, ей приходилось шить копии модных европейских сумочек, и это не вдохновляло. Но через год ей снова повезло, Джудит познакомилась с Нетти Розенштейн (Nettie Rosenstein), популярным американским модельером одежды премиум-класса, которая посмотрев эскизы и работы соискательницы свободы, дала ей карт-бланш в сегменте аксессуаров. Работа в известном Модном Доме принесла новоиспеченной американке не только опыт, реализацию и знакомства в модной и журнальной индустрии, но и уверенность в себе.

Она решила основать собственный бизнес, и муж, к тому времени уже успешный художник, поддержал Джудит. В новое предприятие семья вложила все свои сбережения, и кредит, их превышающий. Первая коллекция молодого бренда, созданная в 1963 году, не удалась успешной. Но дизайнер продолжала работать, и следующая была реализована в кратчайшие сроки. У Джудит раскрылся талант не только к дизайну, но и к продажам. Она проявляла изобретательность во всем. Когда однажды из Италии пришла кожа ужасного цвета вместо заказанного позолоченного, креативная барышня решила покрыть поверхность сумочки кристаллами. Клиентки ахнули!

В 1970 году Judith Leiber решила отойти от классических форм и сделала сумку в форме яйца. Дальше – больше. Какие только модели не вышли из ее рук! Представленная галерея – их маленькая, очень маленькая часть. Ее сумочки покупали Первые Леди и кинозвезды, а просторная мастерская дизайнера размещалась недалеко от Empire State Building.

Владелица продала свой успешный бренд в 1993 году за $18 млн., чтобы больше времени проводить с любимым мужем. А он в 2005 году основал музей, в котором вознамерился собрать по одной из всех моделей сумок, созданных Джудит. Музей все еще продолжает пополнять свою коллекцию, покупая экспонаты на аукционах и у коллекционеров. Увы, супруги Leiber могут оценивать «новинки» только с небес. Они умерли в один день, с разницей в несколько часов.

Но Judith Leiber останется «королевой аксессуаров» навсегда.