Анастасия Подервянская — киевская художница, в четвертом поколении. С 2002 года — член национального союза художников Украины. Ее работы находятся в коллекциях Музея современного искусства Украины, Музее Истории Киева, Музей Современного Украинского искусства Корсаков, в частных коллекциях Украины, Польши, Германии, Македонии, США.
Анастасия, вы очень разноплановый и необычный художник, хорошо известный в Украине и за рубежом. Ваши работы принимали участия в престижных выставках и награждены призами на международных конкурсах, но о вас лично известно не так уж много. Вам присущ немного загадочный и отстраненный образ.
Давайте попробуем приподнять вуаль и поговорим о вас и о том, что вас занимает. Насколько я знаю, вы недавно участвовали в престижной выставке в Мадриде, не так ли?
— Да, в 2019 году я принимала участие в большом текстильном биеннале в Мадриде World Textile Art Biennial, где я получила третью премию. В этой выставке участвовало более 200 художников со всего мира. Это была очень большая экспозиция современного текстиля, она проходила в нескольких музеях и в саду. Выставка была разделена на разные категории: мини-текстиль, большой текстиль, текстиль в интерьере, в экстерьере, одежда. Всегда очень интересно участвовать в таких масштабных мероприятиях, происходит обмен, взаимодействие, знакомство с художниками.
— Что вы показали в Мадриде?
– У меня было большое панно “Perfect Day”, 2018, каждый художник участвовал в выставке с одной работой.
— Поздравляю вас, участие в такой выставке — это серьезный успех. Заметно, что работа с художественным текстилем доставляет вам настоящее удовольствие и приносят вам успех. Но, я вижу у вас в мастерской новые живописные работы. Вы готовите новую выставку, на этот раз живописных работ?
— Это новая моя серия работ, которая будет скоро показана на выставке в галерее White World. Открытие 11 февраля.
Цикл называется «Acqua Alta», это живопись, пейзажи Венеции. У меня такая утопическая Венеция, Венеция под водой. Это для меня очень странный город, город-призрак, декорация, но он существует, волнует. Каждому художнику там необходимо побывать, он открывается для каждого по-разному. Особенно меня поразила Венеция ночью, когда нигде нет людей, толп туристов.
— У вас получились очень таинственные картины, а эта красная работа меня просто заворожила. Осенью 2019 Венеция действительно оказалась под водой, и пишут, что многие исторические и культурные памятники будет непросто восстановить. Тема ваших работ связана с этим, самым большим за многие десятки лет, наводнением?
—Именно поэтому название выставки “Acqua Alta” – так обозначают наводнение в Венеции. Но что интересно, даже в воде она прекрасна, прекрасна в своем умирании. Думаю, этот город будет еще долго возбуждать художников.
— Надеюсь побывать на вашей февральской выставке.
Живопись у вас в крови — вы выросли в семье художников, ваши мать и отец, дед и бабушка были художниками, да и прадед тоже. Но кроме живописи, вы увлеклись художественным текстилем, как и почему это случилось?
– Я училась в НАОМА (Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры) на монументальном отделении у Николая Андреевича Стороженко. Мы изучали технику иконописи, живопись. По окончании академии я долго работала в технике левкаса и живописи.
Интерес к текстилю у меня появился, когда я начала работать в театре над спектаклями моего отца. По его пьесам ставили спектакли, а я была художником по костюмам.
Первый спектакль был «Павлик Морозов» по пьесе отца. Также отец занимался сценографией всех спектаклей, режиссером был его друг Андрей Критенко, ныне покойный.
Сценография была сложная: сцена, установлена под наклоном, на ней храм Аполлона, который возникал из ниоткуда. Была специальная хитрая конструкция из веревочек, которая его поднимала. Был очень хороший свет, который нам ставил Петр Мюллер, художник из Германии. Он приезжал в Киев специально для этой пьесы. Был экран, на котором проецировались видео. Спектакль получился очень успешный.
— У Леся Подервянского все пьесы очень ироничные, острые, неполиткорректные, и костюмы, наверное, были под стать?
— Да (усмехнулась). У меня есть эскизы костюмов. Отец ввел такого персонажа, как Танатос, которого в пьесе не было, но появился в спектакле. Он начинал спектакль в черном кожаном плаще и в очках.
— В чем была фишка костюмов, которые вы делали?
— Нужно было создать говорящий костюм для каждого персонажа. Задача театрального костюма не одеть человека, а показать какой у него характер. Чтобы персонаж читался по этому костюму. Пусть даже это будет какое-то цветовое пятно, но оно должно работать на сцене. В этом задача театрального костюма.
В пьесе отца все персонажи очень характерные, и актеры сами по себе очень яркие личности. Всё вместе работало на спектакль мощно.
Например, был костюм Климакса, такое трико в виде экорше (мышцы). На голове была маска, а в руке – хлыст, который свистел, когда он им размахивал, очень страшный. Был в спектакле персонаж пророк Островский, который ходил в красной шинели и белом парике а-ля Энди Уорхол. И сзади у него был рюкзачок такой, в виде гробика.
— Страшный, действительно (смеются). Наверное, подготовка к этому спектаклю была очень веселая.
— Это само собой, конечно. Потому что все прожили там жизнь.
— Вы долго над ним работали?
— Я не могу сказать, что долго. Все длилось, по-моему, несколько месяцев. Но очень интенсивно.
— Это была первая пьеса, с которой вы работали?
— Да. Потом были еще спектакли. «Сны Василисы Егоровны», это серия коротких пьес, три пьесы было. И еще была опера. Это было отцом написано совершенно новое произведение. Началось с того, что он писал девушке СМС, истории и сказки, а потом Андрей Критенко сказал: «так давай же поставим по ним оперу, это же опера»!
— Оперу по СМС-кам!
— Да. И почему называется «СМС опера». Музыку написал композитор Вячеслав Назаров.
— Невероятно. Ваша работа над театральными костюмами привела вас к художественному текстилю?
— Да. Я была художником по костюмам, потом начала шляпы делать, парики. Как-то все происходило параллельно.
— Шляпы для спектакля, или для жизни?
— И для спектакля, и просто так. Появились заказы для оформления витрин. А потом, в какой-то момент, отставила живопись и придумала серию «Кантри хоррор». У меня была книга Георгия Булашева «Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях: Космогонические украинские народные взгляды и верования», 1909 года.
Там настолько мощный текст, который меня так сильно впечатлил, что я решила сделать по нему серию. Я просто поняла, как я это могу сделать, и что это должно быть только в текстиле. Так что благодаря этому тексту я начала работать с текстилем. Выставка “Кантри Хоррор” прошла в галерее Dymchuck Gallery в Киеве, и в галерее NT – Art в Одессе.
— И на выставках ваши работы были с текстами?
— Да, конечно.
— Как приняла публика эту серию?
— С большим интересом, люди читали, смотрели, смеялись. Многие думали, что текст современный, а кто-то решил, что его написал отец.
— Если я правильно поняла, это был ваш первый текстильный цикл. Что последовало за ним?
— После этого у меня были пальто с вышивкой и аппликациями. Мы совместно с дизайнером Лили Братусь сделали выставку «ПальтоПортрет», которую прошла в галерее White World в Киеве. Часть выставки экспонировалась в Нью Йорке
— Как возникла идея арт-пальто с портретами персонажей известных картин?
— Я не знаю, не могу объяснить. Просто я вдруг захотела пошить эти пальто, причем, сразу серию. Я сама не шью, но я предложила сделать такую совместную выставку Лиле. Это была серия вышивок на пальто и текстильных панно, портреты с живописных полотен известных мастеров.
— А как вы создаете портреты на ткани? Вы сначала их рисуете, а потом вышиваете?
—Я размечаю на ткани. Правда, когда я делала первые пальто-кимоно, то вышивала без разметки, потому что ткань была сложная, рябая. На однотонной основе я мелком размечаю рисунок, и вышиваю.
— Вы учились вышивать?
— Я не училась вышивать вообще.
— Ничего себе! А оно так гладенько и красиво вышито.
— Наверное, благодаря тому, что я все-таки живописец. Я просто делаю копию не кисточкой, а нитками.
— Меня настолько восхищают ваши арт-пальто, что я хочу расспросить вас о них подробней. Существует несколько серий пальто, не правда ли?
— Да, есть несколько серий. Одна серия с портретами, другая просто современные пальто с разными композициями.
Я все продумываю заранее, и когда иду в магазин, уже знаю что нужно найти. Подбираю ткань, нитки для уже задуманной вещи, цвет подкладки. Когда я начала делать портрет с Инфантой Маргаритой — уже знала, что это должен быть красный фон, нитки мулине и вышивка золотой нитью, подкладка из золотой парчи. И белое пальто тоже продумано до мелочей, на нем вышита другая Инфанта, с картины «Менины».
Мы с бабушкой ходили в киевский Музей Западного искусства, когда я была маленькая, смотреть на принцессу на этом портрете. Так что это мои детские рефлексии.
— Пальто с пайетками — это же уже другая технология?
— Да, это роспись по пайеткам. Есть ткань с пайетками, я её расписала. Но сейчас я наблюдаю, что китайские технологии пошли вперед, и уже на этих пайетках можно печатать фото, делать какие-то подарочные подушки, все, что хочешь. Ну а когда я это придумывала, это было мое ноу-хау.
— А чем вы их расписывали?
— Акрил, кисточка.
—Адский труд, конечно, невероятный. Их не то, что в метро, их вообще страшно надевать, чтобы что-то не оторвалось, не поцарапалось — это же произведение искусства. Но что же вы затеяли после серии арт-пальто?
— Летом 2019, мы с мужем Александром Смирновым сделали совместную выставку в Музее Современного Украинского искусства Корсаков «Documento Esse». Это была большая выставка — у мужа скульптура, у меня текстиль и серия вышивки на бумаге. И не просто на бумаге, а я собирала тетради нашего сына, какие-то школьные учебники, какие-то рабочие тетради, и вот из них создавала работы.
— Аппликация?
— Нет, вышивки по тетрадям. Потом я их сшивала в такие большие панно. Например, есть работа, которая состоит из страниц дневника, в которой записи красной ручкой учительницы.
И это была довольно сложная задача. Во-первых, бумага рвется. Во-вторых, она очень твердая, с ней сложно работать. Совершенно другой материал. И её надо как-то держать, на пяльца можно натянуть ткань, а бумагу ты на пяльца не натянешь.
— Да, это очень тяжело. Вы искали сложности, я так понимаю (улыбается).
— Да, я шла непростым путем! (смеется)
— Это интересный феномен, Мне кажется, вас так пробило на театральной ниве, что вас тянет создавать нечто непростое, что до вас не существовало!
— Может быть.
— Создавать то, чего в жизни не бывает, а есть только в вашем мире. Если не театральном, значит выставочном. Ваши работы, сшитые из тетрадей, или пальто с портретами — это именно создание арт-пространства. Мне кажется, что вас влечет трехмерное, что вам мало двухмерной стены.
— Наверное, вы правы, да. Я всегда об этом думаю. Когда ты делаешь выставку, строишь экспозицию, всегда нужно думать о пространстве, в котором будет находиться твоя работа. Не просто повесил картинку, раз-два, а так чтобы оно всё работало вместе, и зритель в этом участвовал.
— Когда вы показывали свои арт-пальто с портретами в США, было сложно монтировать выставку в Нью-Йоркском старинном особняке?
-Выставка называлась “High Textile” проходила в Украинском Институте Америки в Нью Йорке. В этом пространстве, в интерьере с темными панелями, работы выглядели, как старинные гобелены в музее. Очень органично смотрелись и пальто, и текстильные панно. Выставка была успешной, имела резонанс.
— Да, гармонично получилось, как будто пространство тебе подыгрывает. Ваш проект в галерее Волошиных в Киеве тоже имел особое представление, насколько я знаю.
— Да. У меня была выставка, называлась Анатомический атлас. Я пригласила нашего друга ди-джея Костю Мишукова, который специально под эту выставку сделал звуковое сопровождение. Я даже не знала, что будет, просто попросила его на открытии что-то сыграть. Но он начал спрашивать о теме работ, а потом говорит: я подготовил специально под твою выставку звуковой ряд. И его звук, его запись включали постоянно в течение всего периода экспозиции. Он настолько попал в мою тему, в саму экспозицию, что получилось цельное впечатление. Я подумала: как классно все вместе работает, и звук, и визуальный ряд все совместилось, и вышло очень органично.
— Опять неожиданная тема. А почему Анатомический атлас?
— Сложно сказать. Ты просто находишь новую тему, еще когда работаешь с предыдущей. Причем новая не обязана быть связанной с прошлой. Во время работы параллельно рождаются какие-то новые совершенно независимые идеи следующей серии. У меня часто так бывает, когда я что-то заканчиваю, я уже в голове делаю новые работы, на совершенно другую тему.
— В своих работах вы всегда находите такие неожиданное решение и невиданный ранее подход, да и темы ваших серий нельзя назвать ординарными: формулы, портреты на пальто, ужастики из народных легенд, затем — анатомия. Ну можно понять: решил художник человеческие внутренности показать — эпатаж такой, немножко юмора. Но, формулы! Явно же не математического склада человек.
— Тема анатомии продолжилась с предыдущей серии, после тетрадок с формулами. Какое-то время я находилась в постоянном процессе обучения: домашние задания сына, эти все тетради, они настолько глубоко во мне сидят, не то, чтобы напрягают, но…
— Задолбали немного.
– Да (смеются). Ты вроде бы, как получаешь второе образование. Ну сейчас он уже сам всё делает, но в начале надо было все постоянно с ним вместе изучать.
Я несколько лет собирала его тетрадки, и в итоге получилось очень много учебной макулатуры, тонны просто. И я подумала, почему бы это всё не использовать. Может быть с этого и начались и формулы, и анатомия. (смеется)
— Очень творческий подход к школьной макулатуре!
Что может думать публика, глядя на ваши работы: ну вот, художник эпатирует, выпендривается, интересничает: вышивка по тетрадкам, панно из дневников, формулы и геометрия на художественном текстиле, вышитые анатомические атласы!
А на самом деле — это домашние задания сына так трансформировались в творческом восприятии художницы, что у нее родился уникальный арт-объект, оригинальный художественный образ, новое слово в искусстве — то, чего никто до нее не делал.
И это настоящий прорыв в разрушение стереотипов о художниках! (смеется). Ведь, люди редко смотрят на художника, как на человека, связанного с обычными вещами, проблемами, обыденностью жизни. А он еще как связан! Но только отличается от других тем, как именно он смотрит на вещи, и что в них видит. Настоящий художник способен пропустить через себя обыденность и получить произведение искусства. Художник способен увидеть необыкновенное в совершенно простых и привычных вещах. По-моему, то что вы рассказали очень важно для понимания как искусства, так и того, кто его создает. Спасибо вам! Было очень здорово с вами беседовать.
Удачи вам и новых неожиданных проектов. И, конечно успеха вашей выставке «Acqua Alta», которая будет проходить в Киеве, в галерее White World с 11 по 28 февраля 2020 года.
” Вода смещает контуры, Наводнение игнорирует рисунок и оставляет только живопись. Живопись родом из Венеции – Тициан, Веронезе и Тинторетто создали ее здесь. С точки зрения обычного города – Венеция тонет всегда.”