Интервью с Юлией Ланиной. Нью-Йорк, июнь 2014.
Интервью вела Гюнель Ализаде. 

 

[quote style=”boxed”]Для интервью Юлия Ланина выбрала очень уютное кафе под названием Ост в Lower East Side. Я сразу же узнала автора, столь красочных  и жизнерадостных работ, как только она вошла: разноцветное платье Desigual и фиолетовые сапожки отлично сочетались с веселым творческим беспорядком на голове á la афро и сразу стало понятно, что у нас будет интересная беседа.

 

 

Работы Юлии Ланиной были представлены в Художественном музее, в Сеуле (Южная Корея), Московском Музее Современного Искусства (Россия), Музее Людвига (Германия), SIGGRAPH Азии (Япония), 798 Пекинском биеннале (Китай), Сеульском Международном пресс-биеннале, KunstFilmBienalle (Кельн, Германия) и других местах. Ланина получила “Знак Превосходства” (Award of Excellence) в Международном конкурсе Manhattan Arts, Стипендию Спенсера (Specer Scholarship) , Стипендию WCC  за выдающиеся заслуги в академической сфере (Outstanding Achievements in Academiv Area),  полную стипендию Студии Колледжа Хантер (Hunter College Studio)  и другие. Последние персональные выставки включают  Кливлендский Институт Искусств и Русский Культурный Центр в Хьюстоне.  Москвичка, нью-йоркского разлива, уже несколько лет проживающая  в Остине с мужем и трехлетними дочками – двойняшками, расскажет нам о создании своих сказочных персонажей.

—Юля, расскажите о том, как вы стали художником.

Я родилась и выросла  в Москве .С детства активно занималась  вокалом  и хотела стать певицей, а когда мне исполнилось 16 лет мы переехали в США и мои планы на будущее стали меняться. Несмотря на то, что я увлеклась рисованием и даже получила стипендию (scholarship) для обучения на факультете искусств, я не воспринимала это как свой путь, не собиралась строить в этом карьеру: для меня это было просто увлечением и я все ждала, что вот “ наиграюсь” и займусь чем-нибудь серьезным. И хотя родители меня не поддерживали в этом вопросе, я все же решила попробовать себя в живописи, чтобы, как говорят американцы,  “get it out of my system” (“вывести это из своей системы”) и после заняться чем-нибудь более перспективным и стабильным в плане заработка как советовали мне мои родители. Получилось же все, как обычно , совсем иначе, но довольно просто, хотя и непредсказуемо: мне, то, что я решила лишь попробовать, очень понравилось, как говориться, легло на душу. И бросить я этого уже не смогла –  по сей день занимаюсь искусством.

Наверное, если бы я не стала художницей, то, скорей всего, стала бы певицей. Думаю, что со временем я буду совмещать эти две мои страсти: любовь к русским романсам, джазу и живописи – я планирую записать несколько песен для музыкального фона  своих инсталляций. Дальше могут возникнуть новые идеи и планы  в этом направлении. Хочу создать мультимедийный проект, где мое выступление, мой голос, сливается бы в единое целое с персонажами. Мне важно, чтобы меня воспринимали не как создателя образов, а как их неотъемлемую часть.

—Юля, можно ли сказать, что созданные  Вами персонажи -это частички вас самой? Или они пришли из детских сказок – воспоминаний, или это плод вашего воображения  как взрослого человека, или ваших сновидений? Кто они Ваши герои?

Мои работы в какой-то степени автобиографичны, они действительно пришли из моего далекого детства, когда я зачитывалась сказками и древнегреческой мифологией.  Меня  очень вдохновляют эти воспоминания и мои герои рождаются в них.  Это сюрреалистические образы –  немного животные, немного люди, немного заимствованные из мифов и немного придуманные мной. Еще когда мы жили в Москве я, будучи маленькой девочкой, очень любила книгу о творчестве Иеронима Босха и многотомник энциклопедии о жизни животных ! Я могла часами рассматривать детали работ Босха. Его необычные образы привлекали меня своей загадочностью и немного даже пугали.

—Да, это очень интересно, ваши герои действительно напоминают невероятные существа из мира Босха, только живущие в наше время, или, скажем, рожденные в сознании современного человека. Очевидно, Ваши герои живут в своем фантастическом мире совершенно самостоятельной жизнью. Скажите, есть ли у Вас картины с продолжением, т.е. присутствует ли один и тот же герой в разных работах?

Да и это происходит довольно часто. Я рассматриваю свои работы, как историю с продолжением , где темы пересекаются, повторяются, герои возвращаются  и видоизменяются. У этих историй нет конца, они не исчерпывают себя и возможны бесконечные интерпретации. Например, главный герой из фильма “Мишка” также участвовал в фильме “Мама”, но уже в роли гламрок скрипача. Влюбленная парочка оленей была использована не только в мультфильме, а также, в музыкальной шкатулке и таких примеров много.

—В Ваших работах, на мой взгляд, скрыт интересный философский смысл. Приоткройте для нас занавес, расскажите в чем он. Я понимаю, каждый видит в Ваших картинах нечто свое, но мне бы хотелось узнать в чем идея автора

Я рассказываю сказки, на первый взгляд, по-детски наивные и веселые и, в то же время, моей основной идеей является – показать неоднозначность жизни, то, что у всего есть еще и обратная сторона . Мои работы сначала притягивают своей красотой и жизнерадостностью , но, приглядевшись, можно увидеть совершенно иные элементы —эти красивые истории скрывают боль и жестокость. В жизни любого человека наступает такой момент, когда он взрослеет и понимает, что жизнь -это не  сказка, и иллюзии рассеиваются.

В моем представлении— это своего рода ваза, с цветами из детства, которая однажды, вдруг разбивается,- ведь это случается у каждого на каком-то этапе жизни. Ваза разбивается, а  я пытаюсь собрать ее частички, разбросанные и растерянные воспоминания и надежды, создавая  коллаж новой реальности из осколков детства. Увы, эта реальность, этот новый коллаж не всегда складывается так, как нам хотелось бы…..

—Насколько я знаю, Вы создаете своих кукол для фильмов. В каких фильмах они участвуют?

В основе моих работ лежит идея коллажа поэтому я  собираю своих кукол из разных частей и шью для них костюмы. Сначала создаются персонажи, а потом уже придумываю сюжет и снимаю фильмы с их участием (“Mama”, “Journey”, “Mishka”, “Play With Me” ,”Hungry Ghosts”). Музыку  для некоторых фильмов и инсталляций для меня сочиняет мой муж-композитор.

Yuliya Lanina’s Art Films

—Как создаются эти куклы? Они механические или в них есть компьютерная — технология? Немного подробней об этом, пожалуйста.

Я нахожу или использую куклы из своей коллекции, а также дети, которым нравятся мои работ, приносят мне свои игрушки. В основном, всех кукол я создаю своими руками и они механические, но для  крупных инсталляций, как Музыкальная Шкатулка, приходится использовать более сложные технологии и прибегать к помощи профессионалов, потому что, если неправильно установить чипы , то может произойти короткое замыкание и у  коллекционеров моих работ вспыхнет пожар! Поэтому, чтобы  избежать технических проблем я прибегаю к помощи профессионалов.

—  Принимают ли ваши девочки участие в создании образов и есть ли у них любимые персонажи?

Безусловно. Раньше в моих работах никогда не было такого количества парных образов, а после рождения Кати и Ани я и сама не заметила, как  появились образы-двойняшки. В фильме “ Мама” я использовала голос Кати, причем, на тот момент она была простужена и смех получился с хрипотцой, что отлично вписалось в образ и с тех пор она с удовольствием ждет именного этого момента. Дочки частенько приходят в мою студию и наблюдают за тем, как я работаю, досконально знают все фильмы и даже придумывают свои истории для героев т.е. для них мои работы — это неотъемлемая часть жизни и развития. Когда куклы “ уезжают” на выставки, они очень скучают и с нетерпением ждут возвращения. Больше всего девочки любят мой последний фильм “Themes and Variations” и могу с гордостью заявить, что они от него никогда не устают и любят даже больше, чем мультфильм “Бременские Музыканты”.

—Есть ли у Вас творческая цель,  где бы Вы хотели видеть свои работы помимо галерей и выставок?

Очень хотелось бы , чтобы мои работы были доступны всем, а не только ценителям искусства. К сожалению, галереи и музеи , в основном, посещают одни и те же люди. Искусство превратилось, в своего рода, закрытый клуб для посвященных. На мой взгляд, это плохо, искусство не должно быть эксклюзивным – на мой взгляд, нет необходимости иметь специальное образование или знания в этой области, чтобы оценить мои работы – они понятны и детям и взрослым. Я бы хотела видеть свои работы в школах, как образовательные пособия и наглядные примеры для детей и в театрах, может, как часть сценических декораций

.

 

-Действительно, это было бы здорово и мы от всей души желаем вам чтобы все так и случилось. Ведь Ваши работы не оставляют равнодушными, совершенно разных людей. Они не только трогают душу, но и будоражат фантазию и заставляют искать ответы на загадки и интриги героев ваших картин и фильмов. Их  образы остаются в памяти – они милы и необычны,  они, словно живые, смотрят на нас из зазеркалья, напоминая одновременно и о беззаботном детстве с его  фантазиями и страхами, и о ярких моментах юности, с ее лучезарной радостью и печалью разочарований, об опыте потерь и  жестокости жизни, о беспомощности и силе, об улыбках сквозь слезы и смехе вопреки всему.  Другими словами, о том, что происходит с каждым из нас.  Поэтому хотелось бы встречаться с вашими героями и видеть ваши работы не только на выставках, но и в повседневной жизни.

Желаем Юле Ланиной удачи и благодарим за интересное интервью.