Сергей Ковалинский
Ни для кого не секрет, и все это прекрасно помнят с детства, что подарки на Новый год приносит Дед Мороз в большом мешке, а рядом с ним очень часто бывает Снегурочка. Ну вспоминайте — эта такая женщина неопределенного возраста с писклявым громким голосом, которая все время приставала с предложением: Дети! Давайте все вместе позовем Деда Мороза! Дети! Давайте все вместе скажем: Елочка зажгись! Вижу, что вспомнили.
С этой Снегурочкой — сплошные непонятки. То ее называют внучкой Деда Мороза, то — дочкой.
Изначально из сказки, которую мы помним с детских лет, она вообще к Деду Морозу никакого отношения не имела. Слепили ее дед и бабка, потом она пошла на улицу прыгать через костер и растаяла. Извините за спойлер.
Потом в 1873 г. драматург Островский написал пьесу-сказку «Снегурочка» — там главная героиня является дочерью Мороза и Весны-Красны. Затем Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу.
Так появилась дочка. Внучкой она уже стала в советские времена, когда в школах и детских садах стали устраивать новогодние утренники. И по логике организаторов этих праздников — раз есть дедушка, то с ним рядом должна быть внучка.
Заглянем немного дальше — в языческие времена. Там было такое огромное количество разных богов, что если начать разбираться в их родословной — можно голову сломать.
Одним из языческих богов был Морозко. Его мамой была Ягибиха или Ягишна, или, по простому, Буря-Яга. Она была женой бога Велеса. Кстати, знакомый нам по Гоголю, Вий — это ее отец. Так вот — у Яги и Велеса был сын. Собственно, Мороз или Морозко. Пока все понятно? Морозко в свою очередь, по мнению Островского, женился на божестве по имени Лёля, Богиня Весны или, как Островский ее называет, Весна-Красна. С точки зрения генеалогии — Богиня Весны была тетя Морозко, но кого это волнует и кто это знает.
Вот от них и родилась Снегурочка. Но это по версии Островского.
В реальности Снегурочка существует в одних сказках, а Морозко — в других …. и они никак не пересекаются. Есть и другое развитие сюжета про сказку о Снегурочке.
«Сказка, в которой девочка, слепленная Стариком и Старухой из снега, зовётся Снегурушка (так же называется и сказка). Девочки-соседки отправляются со Снегурушкой в лес, собирать ягоды, где они из зависти убивают Снегурушку, закапывают под кустом и пристёгивают прутиком, а Старику и Старухе говорят, что Снегурушка потерялась в лесу. Прутик с могилы Снегурушки, по просьбе своего сына, срезает Купец и делает из него дудочку, которая, когда на ней кто-нибудь играет, от лица Снегурушки рассказывает о том, что «две подружки» её убили. Когда дудочка попадает в руки одной из этих «подружек», та отказывается на ней играть и бросает её на землю, дудочка разбивается и из неё появляется живая Снегурушка. «Подружек» же отправляют «в лес зверям на съеденье».
Представили себе этот триллер? Русские народные сказки очень добрые и нравоучительные.
Теперь перейдем к семейной истории Санта Клауса. Она короткая. Прообразом Санта Клауса был Святой Николай. А он был епископом, женат не был.
В городе Миры, где служил Николай, у одного вдовца было три дочери. Но он не мог их выдать замуж, потому что был очень беден. А без приданого брак не состоится. Дочерей ждала типичная для того времени участь — стать блудницами. Прознав об этом, святитель Николай решил помочь бедной семье. Три вечера подряд ходил мимо их дома, стараясь остаться незамеченным, и бросал по мешочку с золотом. По другой версии, золотые монеты. Одна из таких монет закатилась в чулок. С тех пор и возникла традиция развешивать чулки на камине, чтобы Санта-Клаус не промахнулся. Постепенно религиозная составляющая в Санта-Клаусе сошла на нет, и он стал тем, кем мы его сегодня знаем.
Есть легенда о том, что на одном из кораблей, а именно «Goede Vrove» , который приплыл в Америку, на носу была фигура святого Николая. Ее сняли и поставили в центре нового поселения. Индейцы не могли выговорить сложное голландское слово. На голландском имя Святой Николай звучит как Sinterklaas. Постепенно Синтер Клаас стал Санта-Клаусом.
До сих пор не понимаю, причем в этой легенде индейцы, но когда рассказываешь эту историю — все, почему-то, согласно кивают головами.
Американцы не были бы американцами, если бы не озаботились семейным положением своего любимого Санты. Эта история началась еще с 1849 года, когда в «Рождественской легенде» драматург из Филадельфии Джеймс Рис впервые упомянул о том, что в принципе у Санта-Клауса может быть жена. Ну и пошло-поехало.
Сегодня все сходятся на том, что миссис Клаус — добродушная толстушка, которая обычно носит очки и заплетает седые волосы в пучок. Жена Санты любит печь плюшки и следит за тем, как идет процесс изготовления подарков.
Живут они с Санта-Клаусом, скорее всего, в Волшебной долине где-то в Лапландии. И зовут ее или Вильгельмина или Джессика.
Хотя, чтобы не ошибиться, если встретитесь с ней, обращайтесь к ней Миссис Клаус.