Когда Пабло Пикассо в 1927 году очаровался встреченной возле галереи Лафайет 17-летней девушкой, он всё ещё был женат на бывшей балерине Ольге Хохловой. Вскоре Мария-Тереза Вальтер стала его музой, героиней пышных портретов и родила дочь своему возлюбленному, который был старше на 28 лет. Впрочем, он оставил её и перешёл к следующей из своих многочисленных пассий — к Доре Маар, фотографу-сюрреалистке и художнице.
В своей новой книге 84-летняя Майя Пикассо, дочь художника и Марии-Терезы, рассказала о женщинах в жизни своего отца и о своих близких отношениях с ним. Мемуары «Пикассо и Майя. Отец и дочь» выйдут в свет в начале осени под редакцией её дочери, искусствоведа Дианы Видмайер-Пикассо.
В интервью ей Майя говорит, что Пикассо изображал её мать «очень чувственно». «Меня поражает, насколько точно она представлена. У неё были пышные формы, очень круглые груди, но при этом она была очень страстной и спортивной, — рассказывает дочь художника. — Думаю, что встретив её, мой отец в каком-то смысле нашёл свое место, как в некоторых скульптурах, где переплетаются женские и мужские половые органы. Вот почему он так часто изображал её, особенно в скульптуре».
Она особо выделили картину «Натюрморт на столе-пьедестале», которая была написана в 1931 году и сейчас находится в Национальном музее Пикассо в Париже. «Мой отец изобразил изгибы моей матери в виде натюрморта, особенно её грудь в виде фруктов, а также прямые светлые волосы. Эти элементы передают чувства моего отца к ней», — утверждает Майя.
На первых порах рождение Майи, как и роман её отца с Марией-Терезой, было секретом. Через несколько месяцев после её рождения Пикассо закрутил роман с Маар. Дочь отмечает: когда Пикассо разрывался между её матерью и Дорой, он объединил черты обеих своих возлюбленных в портрете «Мария-Тереза в красном берете с помпоном» 1937 года.
«Мой отец… никогда не уставал писать [мою мать], рисовать её, лепить, гравировать. Но на этой картине сочетаются моя мать и Дора Маар. Здесь волосы и глаза моей матери, но нос и цвет лица напоминают Дору, которая вошла в его жизнь в 1936 году, вскоре после моего рождения», — говорит Майя.
Тем не менее, на книгу, вне сомнения, обрушится вал критики за то, что отношения между Марией-Терезой Вальтер и Пикассо изображены в ней в столь позитивном свете. После движения #MeToo отношение Пикассо к женщинам было пересмотрено. В 2018 году Джок Рейнольдс, директор Художественной галереи Йельского университета, охарактеризовал Пикассо как «одного из худших обидчиков XX века в плане его историй с женщинами» и спросил: «Собираемся ли мы убрать его работы из галереи? ”
В своём шоу «Нанетт» на Netflix комедиантка Ханна Гэдсби описала ужас, который испытала, прочитав об отношениях 45-летнего Пикассо и 17-летней Вальтер. «Пикассо сказал: „Это было прекрасно — я был в расцвете сил, она была в расцвете сил“. Я, наверное, прочла это, когда мне было 17. Знаете, как это было жутко?», — сказала актриса.
А редактор Artnet Юлия Гальперина отмечает, что истории об отношениях Пикассо с женщинами «рассказывают, чтобы романтически охарактеризовать одержимого, страстного и трудного художника, чьи бурные отношения были необходимы, чтобы зажечь его творческий огонь».
В новой книге Майя Пикассо вспоминает, как позировал отцу в возрасте от семи до восемнадцати лет: «Мы могли сидеть за столом, и внезапно у него появлялось желание увековечить выражение лица или позу. Он говорил мне: „Не двигайся!“ — и бросался искать бумагу, карандаши, доску или блокнот».
О своём нежном детском портрете 1938 года «Первый снег» она говорит: «Это был день, когда я сделала свои первые шаги… На мне были маленькие розовые пинетки, которые мой отец хранил всю свою жизнь».
По словам Майи, когда отец просил её позировать, «он настаивал, чтобы я не улыбалась». Но она вспоминает «отличное чувство юмора» Пикассо и игрушки, которые он делал для неё во время войны, в том числе «семью маленьких персонажей из ткани и головами из нута».
В 1977 году, через четыре года после смерти Пикассо, Мария-Тереза Вальтер покончила с собой в возрасте 68 лет.