Продолжение. Начало см.
В прошлом выпуске разговор шел об основании, строительстве и открытии Нью-Йоркской Центральной Библиотеке . Теперь, давайте зайдем в это удивительной красоты здание.
С двух сторон резных парадных входных дверей, в нишах, стоят две скульптуры. Одна из них называется” Красота”. Моделью для нее была Одри Мэнсон – самая знаменитая натурщица Америки начала двадцатого века, её называли Американской Венерой. Это именно с нее делали золотую скульптуру на крыше муниципального здания около мэрии (Municipal Building) и богиню плодородия в фонтане (Pulitzer Fountain) на площади около гостиницы Плаза. С другой стороны Красоты расположена скульптура, которая называется Мудрость. Мудрость, для скульптора, ассоциируется с глубокой старостью.
Зайдя в здание, и поднявшись по главной лестнице, попадаешь в большой трехсветовой зал, по краям которого две мраморные лестницы ведут на второй и третий этажи. Зал этот назван Astor Hall в честь семейства Асторов: ведь книги из библиотеки Асторов – первой бесплатной библиотеки Нью-Йорка – были первыми книгами Нью-Йоркской библиотеки.
На Рождество в этом зале устанавливается огромная елка. В эти дни, чтобы сфотографироваться, около елки даже выстраивается очередь.
На третьем этаже находится ротонда с расписным потолком и замечательными фресками на стенах, рассказывающими про историю книгопечатания. Из этой ротонды можно войти в огромную комнату с бесплатным WiFi, просто прийти, сесть за стол со своим лаптопом и поработать. На стенах этой комнаты висят картины из коллекции Ленокса. Одна из них – работы художника Самуэля Морзе, того самого, который придумал знаменитую азбуку Морзе. Он был известным художником-портретистом и преподавал в Нью-Йоркском Университете.
По другой стене ротонды – вход в главный читальный зал библиотеки. Длина зала почти в два уличных блока с расписным потолком на пятнадцатиметровой высоте. Зал этот совсем недавно открылся после реставрации. В него можно зайти, хотя бы для того, чтобы полюбоваться деревянной резьбой потолка.
Кто только не оказывался в числе читателей, сидевших за дубовыми столами в этом зале…
Вот что писал в своих воспоминаниях Лев Троцкий, который приехал в Нью-Йорк из Барселоны в январе 1917 года : “Одним из первых на почве Нью-Йорка нас встретил Бухарин, сам незадолго перед тем высланный из Скандинавии(…). Несмотря на нашу усталость и позднее время, Бухарин увел нас с женой в первый же день осматривать публичную библиотеку”.
А вот что Троцкий писал про Нью-Йорк позднее: “Сказать, что я познакомился с Нью-Йорком, было бы вопиющим преувеличением. Я слишком быстро погрузился в дела американского социализма, и притом с головою. Русская революция пришла слишком скоро. Я успел уловить разве лишь общий ритм жизни того чудовища, которое зовется Нью-Йорком. Я уезжал в Европу с чувством человека, который только одним глазом заглянул внутрь кузницы, где будет выковываться судьба человечества”.
Кино тоже не обошло библиотеку стороной. Ну например, можно вспомнить «Sex & the City» – сцену свадьбы. Но мне больше нравится участие библиотеки в фильме “Послезавтра” (“The day after tomorrow”), где главные герои спасаются в ней сначала от потопа, а потом от холода – книг-то много, и ими можно топить печурку.
Библиотека хранит много ценных раритетов – среди них, например, письмо Христофора Колумба, адресованное канцлеру Арагона, датированное 1493 годом, рукописная копия Декларации о независимости, составленная Джефферсоном, личная копия первого издания книги «Листья на траве» ( Leaves of Grass) Уолта Уитмена, сделанная им самим, и библия Иоганна Гутерберга.
Есть в этой библиотеке и совсем неожиданные экспонаты, даже не экспонаты, а может быть, жильцы… Если по лестнице спуститься на самый нижний этаж и там по коридору пройти в отдел детской книги, то посередине комнаты, заполненной детскими книжками и маленькими столиками со стульчиками, есть небольшая выгородка. Здесь, на подставке в стеклянном кубе сидят старенькие плюшевые игрушки – медвежонок, ослик, тигренок… Да, да – в Нью-Йоркской центральной библиотеке живут Винни-Пух и его друзья – самые что ни на есть настоящие!
Английский писатель Джон Милн, который написал книгу про Винни-Пуха, в 1921 году купил игрушечного медвежонка – teddy bear для своего сына Кристофера Робина. Кристоферу в то время был один год. Есть очень интересная история, даже скорее грустная чем интересная, откуда взялось такое словосочетание: teddy bear.
Как-то раз президент Теодор Рузвельт, которого близкие и не очень близкие люди называли Тедди, охотился на медведя в лесах Миссисипи.
После долгого преследования команда Рузвельта загнала медведя, опутала раненого зверя и привязала к дереву. Потом позвали президента, чтобы он собственноручно добил его -нравы тогда были жестокие… Рузвельт отказался, так как по его мнению это было неспортивно. Однако дал указания медведя пристрелить, чтобы не мучился. Этот случай на охоте стал темой карикатур, опубликованных в газете “The WashingtonPost” в ноябре 1902 года. Сначала медведь изображался большим и грозным, но постепенно уменьшился в размерах и стал весьма симпатичным.
Жил был в Бруклине в то же самое время Моррис Мичтом, который эмигрировал из России в Америку 1887 году. Моррис работал в маленькой лавочке, которая продавала различные сладости, а его жена Роза ночами, когда дети спали, шила мягкие игрушки, в основном зверей. И вот Моррис увидел рисунки с медведем и президентом в газете и решил – надо сшить медведя! Он сделал маленького плюшевого медвежонка и послал его президенту Рузвельту с просьбой разрешить назвать своё новое творение «Медвежонок Тедди» (Teddy Bear) в честь Рузвельта. Президент разрешил – так родился Teddy Bear.
Такого teddy bear и купил Милн в подарок своему сыну. Cначала медведя звали Эдвард (полное имя, которое сокращается до Тедди), но потом Кристофер дал ему новое имя в честь знаменитой медведицы Виннипег, живущей в Лондонском зоопарке. Эту медведицу еще маленьким медвежонком купил в 1915 году за 20 долларов английский офицер, служивший в то время в Канаде. Офицер этот назвал медвежонка Виннипег или сокращенно Винни в честь своего родного города Winnipeg в провинции Manitoba, Канада.
И Поросенок, и Иа-Иа, и Тигра, и Кенга с крошкой Ру – это все реальные игрушки Кристофера Робина, только появлялись они не сразу: Ослика подарили на Рождество в 1921 году, Поросенка принесли в подарок соседи Милна, Кенга с Ру обосновались в детской Кристофера в 1925 году, а Тигра – на два года позже. А вот Кролик и Сова не имеют плюшевых прототипов – они были придуманы. Реальные прототипы знаменитой книги живут в Нью-Йорке и вы можете всегда зайти к ним в гости.
О себе. Елена Линецкая: Я живу в Нью-Йорке двадцать лет. До переезда в Америку, я закончила один из престижных московских институтов, работала программистом сначала в Москве, потом в Нью-Йорке. Последние несколько лет занимаюсь тем, что мне больше всего интересно – пишу и рассказываю о самом потрясающем городе мира – о Нью-Йорке. В своих блогах на русском и английском языках, а также своим туристам, с которым я гуляю по городу я рассказываю о том, что замечательного и интересного есть в этом уникальном городе. Страница про экскурсии