Loire Valley-Chateau de Villandry

 Нет лучшего места на земле, чем Долина Луары, чтобы воскресить свои детские мечты об отважных рыцарях, прекрасных дамах, романтической любви и беззаветной дружбе. Путешествие по  этим местам напоминает старые любимые книги, которыми зачитывался много лет назад, с одной только разницей – здесь сказка становится былью, сохраняя очарование мечты.

 

Родина французского Ренессанса

Не правда ли, имя Луара созвучно полузабытым строкам стихов о Прекрасной Даме, воспетой средневековым менестрелем. Эта тихая, романтичная река объединяет столь непохожие друг на друга северные и южные земли Франции. По обоим ее берегам, как драгоценные камни, рассыпаны сотни великолепных средневековых замков – здесь родина французского Ренессанса, место удивительное и чарующее. Долина Луары неразрывна с мировой историей – плотность исторических событий на квадратный километр в этих местах, пожалуй, самая высокая во Франции. Наверняка, нигде больше не найти такого длинного списка великих людей, вершивших судьбы мира, коварных интриг и любовных историй, определявших ход  европейского развития.

Эта земля считается родиной литературного французского языка – диалект, на котором говорят местные жители, признан эталоном произношения. Слава французской литературы тоже неразрывна с Луарой, подарившей миру такие имена, как Оноре де Бальзак, Франсуа Рабле, Пьер Ронсар, Виктор Гюго, Стендаль, Франсуа Вийон, Оскар Уайльд, Марсель Пруст. Здесь писал свои волшебные сказки Шарль Перо.

Открывать для себя «Долину королей» лучше неспешно. Поездка на один день не принесет удовлетворения: впечатление будет поверхностным, а замки Луары достойны большего. Величественные и прекрасные, они хранят за своими стенами множество тайн. Чтобы ощутить уникальную атмосферу этих мест, стоит уделить внимание не только архитектуре и интерьерам великолепных зданий, но и погулять по паркам, посидеть на скамейках под старыми деревьями, пройтись по тенистым аллеям, насладиться водной гладью рек и озер.  Самое подходящее время – ранняя осень или весна, когда прозрачный, свежий воздух подчеркивает мягкие краски и спокойствие пейзажа. Прелесть этих мест и в том, что архитектура, природа и королевский быт здесь слиты воедино; все выглядит  настолько цельно и реалистично, что порой кажется: участники исторических событий отлучились  всего на одно мгновенье.

Замок Дам

Замком Шенонсо в течение 500 лет владели только женщины. Первой хозяйкой была Екатерина Бриссоне.

Она начала строительство замка в 1513 году, заложив основу его элегантности. Но особый шарм ему придала Диана де Пуатье, самая могущественная за всю историю французской монархии фаворитка короля. При ней замок был значительно достроен. В нем устраивались охотничьи выезды, пышные праздники и литературные вечера. Существует множество невероятных историй, связанных с ее именем. Говорят например, что Диана была одновременно любовницей короля и дофина. Франциск I сам просил ее “обучить науке любви” сына, которого она и сделала своим любовником. Было это или не было, но очевидно, что Диана всегда имела большое влияние на Генриха. Став в 1574 году королем, несмотря на свой брак с Екатериной Медичи, и будучи младше Дианы на 19 лет, он не переставал осыпать ее подарками. Новый король учредил и ее эмблему в виде полумесяца – знак Дианы-охотницы. Одевался он тоже в ее цвета – белый и черный. По желанию Генриха Шенонсо стал собственностью де Пуатье вопреки всем законам, запрещавшим отчуждение владений, принадлежавших Короне. После гибели Генриха, Диана благоразумно уступила замок его вдове, королеве Екатерине Медичи.

Обосновавшись в Шенонсо, Медичи занялась его перестройкой. Архитектор Приматиччо осуществил ее с большим размахом, добавив колонны, статуи, фонтаны, арки и обелиски. Были разбиты новые сады и возведен второй этаж, в котором разместился грандиозный бальный зал. Работы были закончены в 1568 году к моменту подписания Амбуазского мира. Королева устроила здесь пышное торжество в честь своего сына Франциска II и его супруги Марии Стюарт.

После смерти Екатерины замок перешел к Луизе де Водемон, жене Генриха III. Этот период овеян печалью. В августе 1589 года король был убит. Перед смертью он послал письмо супруге, в котором просил не покидать замок пока они снова не будут вместе. Так она и поступила, оставшись в нем до самой смерти в 1601 году. При ней прекратились все празднества, мебель была затянута черным, а королева вызвала к себе урсулинок для совместных молитв. По королевскому обычаю она носила траур белого цвета, поэтому и получила прозвище “Белая дама”.

Затем Шенонсо перешел к Франсуазе де Меркёр. С  этого времени короли Франции покинули его. В 1733 году герцог Бурбонский продал замок богатому землевладельцу и банкиру Клоду Дюпэну. Его жена, страстная поклонница искусств, науки и литературы открыла в Шенонсо модный салон, вернув ему былую славу. При ней здесь блистали самые знаменитые личности эпохи: Фонтенель, Бюффон, Монтескье, Вольтер, Кондиллак, мадам де Теней, мадам дю Деффан… Жан Жак Руссо стал секретарем мадам Дюпэн и наставником ее дочери. О том времени он написал так: “… В этом прекрасном месте было много развлечений, и очень хорошо кормили, я стал жирным, как монах. Здесь любили музицировать, читать пьесы и наслаждаться жизнью».

Замок окружен большим парком площадью 70 гектаров, к нему примыкают великолепные сады Дианы де Пуатье и Екатерины Медичи, в которых ежегодно высаживаются 130 000 различных цветов.

Замок королей или король замков

Великолепный  Шамбор был задуман 20-летним королем Франциском I, которого вдохновляла Италия с ее архитектурными шедеврами и знаменитыми творцами.

Молодой король мечтал   увидеть на своей земле здание, соединившее в себе стиль итальянского Возрождения с традициями французской архитектуры. Это и побудило его пригласить во Францию Леонардо да Винчи. Великий итальянец начал работу над проектом замка Шамбор в 1517 году, но смерть, наступившая в 1519-м, не позволила ее завершить.

В тот же год начались строительные работы. Имя архитектора, построившего замок неизвестно, но в планировании  Шамбора очевидно влияние итальянских мастеров. Особый интерес представляет  уникальная центральная лестница замка. Она выполнена в виде двойной спирали из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Такая хитрая конструкция характерна для Леонардо да Винчи, что наводит на мысль об использовании в постройке замка его замысла.

Лестница ведет на большую террасу. С нее открывается вид на кровлю Шамбора, взметнувшуюся в небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле фонариками, каминными трубами, орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурами саламандр, узорами из кровельного сланца. В центре кровли находится самая высокая ее часть – фонарь высотой 32 метра, который венчает знаменитую винтовую лестницу. Такой замысловатой крыши нет нигде в мире. Существует гипотеза, что в ее проекте тоже сказалось влияние идей Леонардо да Винчи.

Работы по строительству Шамбора продолжались в течение многих лет и закончились только к концу XVII века. В наши дни замок считается самым большим дворцовым комплексом в долине Луары: 156 метров в длину, 56 метров в высоту, в нем 426 комнат, 282 камина и 77 лестниц. Замок расположен посреди огромного парка площадью5 440 га, что равняется площади Парижа, и окружен стеной длиной в32 км.

Гостивший здесь в 1559 году император Карл V был в таком восхищении  от увиденного, что назвал замок “синтезом всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений”. Принимая императора, Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, пригласил самых прекрасных юных девушек, чтобы они усыпали путь Карла и его свиты лепестками роз. Франциск был первым французским королем, открывшим широкий доступ ко двору женщинам, тем самым пытаясь привить дворянству светские и изысканные манеры. Известна его любимая фраза:  “двор без женщин, как год без весны, а весна без роз”. Но некот

орое время спустя Франциск с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна Шамбора: “Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им…”.

Любопытно, что огромный Шамбор планировался только для королевской охоты. Франциск I бывал здесь лишь наездами, раз в два года, приезжая всего на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, поэтому перемещения королевского двора происходили довольно часто. При этом мебель и гобелены перевозили из одного замка в другой, оставляя покинутый замок практически пустым.

 

Последняя обитель Леонардо

 Подъезжая к городу Амбруаз, нельзя не заметить огромную каменную стену, нависающую над рекой. Это и есть неприступный замок Амбруаз. Строился он почти два века – с  XV по XVI, а в 1431 году стал официальной королевской резиденцией.

Амбруаз – первый из замков Луары, построенный в стиле итальянского Возрождения. Все здесь было сделано с размахом, даже на самую верхнюю террасу можно подняться верхом на коне. В нем проводились пышные рыцарские турниры и состязания музыкантов.

В этом замке родился и умер, едва достигнув 28 лет, Карл VIII. За свою короткую жизнь он успел многое сделать для процветания Амбруаза, придав ему блеск и славу. В средние века замок находился в самом центре европейской политической жизни. В нем были подписаны важнейшие международные документы того времени: Нуайонский мирный договор с королем Испании, Конкордат с папой Львом X, мирное соглашение со Швейцарией, «Дамский мир» с императором Карлом V и Лондонское соглашение с Генрихом VIII.
Екатерина Медичи по достоинству оценила Амбруаз, в котором проводила много времени, когда хотела отдохнуть от пышных празднеств Шенонсо. Замок был покинут династией Валуа после печально известного «заговора в Амбруазе» – 22 февраля 1560 года молодой король Франциск II с супругой Марией Стюарт, со всей семьей и свитой вынужден был бежать отсюда в Блуа. Заговор принцев Конде был жестоко подавлен, а три года спустя соглашение между Екатериной Медичи и принцем Конде положило конец всплеску религиозных распрей, предоставив французам свободу вероисповедания.

Но всемирную славу Амбруазу принес Леонардо да Винчи, который провел здесь три последних года своей жизни. Приехав в Амбруаз по приглашению Франциска I, он поселился неподалеку, в замке Кло-Люсе, подаренном ему королем. Кроме того Франциск I ежемесячно выплачивал небогатому Леонардо денежное пособие и приобрел у него три шедевра, которые художник привез с собой из Италии, в том числе и знаменитую Мону Лизу. Леонардо да Винчи скончался в замке Кло-Люсе 2-го мая 1519 года в возрасте 67 лет и был похоронен в Амбруазе в церкви Св. Флорентина. Однако во времена Революции церковь была полностью разрушена, а могила вскрыта и осквернена.

Сегодня в часовне Святого Губера в Амбруазе установлена мемориальная доска, указывающая на то, что именно сюда были перенесены останки великого мастера.

 

 

 

 

 

Замок охотников 

Уже более 6 веков замок Шеверни принадлежит представителям семьи Гюро, прославившей свой род верной службой не одному поколению французских королей в качестве офицеров и финансистов. Только дважды замок, неукоснительно возвращаясь, уходил из  семьи: когда его приобрела Диана де Пуатье, вытесненная из Шенонсо Екатериной Медичи, и в XVIII веке, по стечению неблагоприятных обстоятельств.

Высокое и узкое здание замка связано двумя крыльями с квадратными павильонами, покрытыми округлыми кровлями и увенчанными фонарями. Восхитительные пропорции и элегантная симметрия строения в стиле ренессанс приобретает легкость и изящество благодаря  элементам классицизма, искусно использованным в оформлении фасада. Из подсобных помещений очень интересен Зал трофеев, в котором находится более 2000 рогов оленей, а также псарня с шестью десятками великолепных собак, натасканных для псовой охоты. Во все времена владельцы Шеверни  устраивали охотничьи выезды, очень ценившиеся среди вельмож. До сих пор в поместье проводятся охоты на кабанов и оленей, а собаки славятся своим мастерством.

 

 

В противоположность другим замкам, интерьеры которых практически пусты, Шеверни хранит нетронутой великолепную мебель эпохи Людовика XIII. Сохранить единство всего ансамбля удалось благодаря тому, что замку выпала счастливая доля практически оставаться в руках одной семьи и не пострадать во время революции.

 

 

 

 

Замок доктора

Этот изящный замок возвышается вблизи реки Луары и является последним,  построенным здесь в эпоху Возрождения.

Еще в 1189 году, когда замок Вилландри был просто крепостью, именно здесь произошла историческая встреча двух правителей: короля Франции Филиппа-Августа с английским королем Генрихом II, закончившаяся подписанием мира в пользу французов. Несколько веков спустя владение перешло к Жану Ле Бретону, государственному секретарю Франциска I, который и решил построить здесь нарядный «праздничный» замок. Он сравнял с землей  древние строения, оставив только донжон, и в 1536 году приступил к возведению замка своей мечты.

 

Вилландри  создан в стиле дворца начала XVI века: его фасады украшены большими окнами, обрамленными пилястрами с капителями классического ордера. Изящные фризы и большие люкарны с волютами и тимпанами придают ему особый шарм. В широком фасаде заложена легкая асимметрия, арочные галереи идут с обеих сторон двора, защищая его от холодных ветров, что в целом придает этому месту уютную жилую атмосферу.

 

Замок, частично окруженный рвом, украшен уникальными садами, расположенными на трех разных уровнях. Сады считаются главной достопримечательностью Вилландри. Они выполнены в итальянско-французском стиле, для которого типичны строгие геометрические линии и архитектурное построение ландшафта. Широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника. Сады расположены на трех уровнях. Самый высокий представляет собой зеркальную водную гладь и носит название философского сада; средняя терраса лежит на одном уровне с залами нижнего этажа замка и благодаря своим изысканным формам именуется “садом любви”, нижняя занята декоративным огородом. Это, пожалуй, самая необычная часть ансамбля с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев.

Переходя из рук в руки, замок и особенно сад сильно пострадали. Но с 1906 года его новый владелец испанский врач Йохим Карвалло, большой поклонник изящных искусств, решил вернуть замку его первоначальный облик. Поселившись в нем со своей семьей, он восстановил в первоначальном виде все три уровня садов. Теперь здесь все как прежде: и пруды верхнего яруса, и яркие цветники среднего и живописно рассаженные капуста, морковь и свекла в сочетании с яблоневыми и грушевыми деревьями в нижнем. Фонтаны, рвы, заполненные водой, и водопады, первоначально предназначавшиеся для орошения, эффектно дополняют общий ансамбль и украшают изысканный пейзаж. Аллеи из отборных сортов винограда дополняют ощущение великолепия и радушия Виландри.

Text and photos by Tatyana Borodina

This article was published in Natali Magazin (2011)