Анна Калугер

Михаил Туровский на открытии выставки “От тьмы к свету” в Украинском музее, Нью-Йорк. Фото Татьяны Бородиной.

О том, как прошло открытие, о центральных идеях и образах выставки и о Художнике, в котором модернизм обрел свою опору.

27 октября в Украинском музее Нью-Йорка произошло открытие большой ретроспективы одного из самых видных представителей современного украинского искусства в США — художника Михаила Туровского: “От тьмы к свету”. Приглашенным куратором стал известный поэт и писатель Василий Махно.

Современные художественные события редко сопровождаются яркими овациями: отчасти из-за новой “политики реагирования” — моды на ироническое отстранение от всякого произведения, отчасти потому, что это больше не столь необходимая часть зрительской культуры.

Михаил Туровский. Фотография Евгения Вепринского.

Так же редко открытия выставок современной живописи сопровождаются аплодисментами, тем более в избалованном количеством событий Нью-Йорке. В случае с выставкой “От тьмы к свету” Михаила Туровского публика стоя устроила овацию художнику, и это отнюдь не объяснялось тем, что диаспорная публика Украинского музея — удобный доброжелательный круг “своих”, где все друг друга знают, и каждая реакция не может быть иной, кроме как комплементарной. Круг “своих” Туровского выходит далеко за пределы диаспоры, ведь этот круг сформировался среди множества выставок на известнейших площадках Америки и Европы: от Дворца конгрессов в Париже и Венецианской биеннале до главного офиса ООН и Art expo в Нью-Йорке. Это не были ожидаемые овации “от доброжелателей”, но скорее выражение благодарности за то, что нам посчастливилось называть частью украинского искусства одного из самых видных мастеров современной фигуративной живописи.

 

На выставке представлено около 80 работ: триптих “Крематорий” из живописного эпоса «Холокост», картины, посвященные Голодомору, урбанистические пейзажи Нью-Йорка, впервые экспонированная серия “Материнство”, графические иллюстрации к Стефанику и Лесе Украинке с Мадонной-Мавкой. Фигура Туровского стала своеобразным символом украинского изобразительного искусства в США, но вместе с этим она далеко не исчерпывается принадлежностью к украинской традиции.

Фотография Евгения Вепринского.

Его работы, вобравшие в себя украинскую школу Василия Касияна и Татьяны Яблонской, которую художник сохранил, невзирая на быстро сменяющие друг друга направления в искусстве США, стали действительно уникальным опытом существования художника на пересечении двух противоборствующих культурных традиций — советской и западной. Но вместе с этим Туровский не стал “продуктом” этой борьбы, он вобрал в себя лучшее, что могли дать обе эти традиции, и в момент их упадка противопоставил ему свои картины триумфа жизни.

Михаил Туровский. Из цикла Нью-Йорк.

Его обращение к темам Голодомора и Холокоста оказалось на пересечении главных политических идеологий ХХ века — коммунизма и нацизма, которые стали двумя горячими точками творчества Туровского и были воплощены в циклах “Холокост” и “Конец великой утопии”. Это и есть умение “смотреть на прошлое, не пряча глаз”, писать с заглавной буквы только Историю, а не бесконечно сменяющие друг друга стили, трезво измерять и оценивать масштаб всех катастроф прошлого и этим образно создавать такое будущее, где подобное уже не будет возможным, и жизнь на земле будет продолжаться: “і буде син, і буде мати, і будуть люде на землі”.

Михаил Туровский. Работы из циклов Холокост и Голодомор

Ведь когда мир вокруг подвергается тяжелым испытаниям, единственный голос, способный этот мир упорядочить — это голос художника. Художник провозглашает манифест за манифестом в надежде на то, что его видение жизни станет общим для всех. То, что предлагает своими работами Михаил Туровский — это мир, полный гуманизма, в котором даже испытания самыми великими трагедиями ХХ века — Холокостом и Голодомором —  есть испытания мира на человечность. Круговое пространство Украинского музея сработало здесь с невероятной точностью, показав сосуществование черно-бело-серых картин Голодомора и Холокоста с красочным цветением жизни в серии “Подсолнухи”.

Михаил Туровский. Из Цикла “Подсолнухи”. Фотография Евгения Вепринского.

 И чтобы суметь увидеть трагедию вот так — сквозь невообразимую тьму, но не теряя надежды, нужно обладать немалой смелостью, и в первую очередь — художественной, а среди многочисленных правд остается верной лишь правда жизни, посвященной искусству.

Михаил Туровский. Из цикла “Материнство”.

Выставка продлится до 22 марта 2020 года в Украинском музее Нью-Йорка.

 

На открытии выставки. Куратор выставки Василь Махно, Михаил Туровский, директор украинского музея Мария Шуст. Фотография Евгения Вепринского.