Виталий Орлов

 

 

[quote style=”boxed”]Нью-Йоркская Филармония открыла  свой новый 173-й сезон 2014 -2015 гг. Открытие  по существу прошло дважды:  вначале для обладателей абонементов был дан концерт, в программе  которого  прозвучала традиционная для симфонического оркестра  музыка:  Первая симфония Малера  и Концерт для кларнета композитора Унсук Чина. В этом концерте, как и в последующих, дирижировал главный дирижер оркестра Алан Гилберт. Праздничный  Гала-концерт  назывался «La Dolce Vita. Музыка итальянского кино».

 

 

Конечно, эта музыка не является академической; конечно, она носит несколько облегченный характер! Но ее яркая мелодичность, душевная теплота, умноженные на блистательную аранжировку для огромного симфонического оркестра (Уильям Росс),  участие великолепных солистов: вокалистов Рене Флеминг – примадонны Метрополитен  Опера и исполнителя популярного репертуара Джоша Гробана , а также скрипача  Джошуа  Белла захватили публику сразу же. Для зрителей, которые пришли в Эвери Фишер-холл, известный актер Алек Болдуин рассказал об итальянском кино и о том, как готовился этот концерт; к нему присоединился знаменитый кинорежиссер Мартин Скорсезе, поведавший пришедшим, какой огромный вклад в развитие мирового кино внесли итальянские мастера.

С  первых же аккордов « Темы» из музыки великого Нино Рота к фильму Феллини «Амаркорд»  в зале воцарилась праздничная атмосфера, которая уже не исчезала  до самого финала концерта. В программе, имевшей подзаголовок  La Dolce Vita –«Сладкая жизнь», по названию фильма-шедевра Феллини, прозвучала музыка, написанная к  фильмам, которые можно отнести к периоду постнеорализма, когда  в кино творили такие гиганты, как Федерико Феллини, Микельанджело Антониони, Серджо Леоне, Лукино Висконти, Дино Ризи и другие. Талант  композиторов – авторов музыки к этим фильмам был подстать мастерству режиссеров, и музыка в большой степени повлияла на успех фильмов по всему миру. Более того, мелодии из них разошлись по свету, очень часто вне связи с фильмами, к которым музыка была написана. Вспомнить, например, сквозую тему Нино Рота к фильму  «8 1/2» Феллини.  Кроме музыки композитора к уже упомянутым фильмам, прозвучали  и невероятно искренние и трогательные мелодии к лентам  Феллини «Джульетта и духи», «Сладкая жизнь», фильму Висконти «Леопард».

Эннио Морриконе написал музыку к 500 фильмам. Между прочим, и к итало-югославскому  фильму Александра Петровича «Мастер и Маргарита»  по роману Булгакова.  В Гала-концерте песню Морриконе из фильма Серджо Леоне «Однажды на Диком Западе»  исполнила Рене Флеминг, прекрасно выглядевшая и хорошо чувствующая специфику и этого жанра.  Песня Морриконе из фильма «Встреча» прозвучала в исполнении Джоша Гробана,  а чуть позже оба певца дуэтом спели песню Морриконе  из фильма «Кинотеатр «Парадиз»  режиссера Джузеппе Торнаторе. Они  же, а  с ними и Джошуа Белл, игравший соло скрипки, вышли в финале концерта с песней из фильма Майкла Редфорда  «Почтальон»  композитора Луиса Бакалова.

Аргентино-итальянский композитор, болгарин Луис Бакалов, родившийся в Буэнос- Айресе, в 1950 году уехал в Рим и стал работать помощником Э.Морриконе, а потом и сам стал сочинять музыку для кино.

Джошуа Белл из своей скрипки извлекает великолепный звук, и мелодия Стелвио Циприани из фильма «Неизвестный венецианец» ( режиссер Энрико Салерно) звучала в его исполнении задумчиво и лирично.  В концерте прозвучало еще несколько инструментальных композиций Бакалова («Город женщин»), Морриконе  («Сицилийская семья»),  Оливиеро и Ортолани  («Мир собаки»), Фаско («Затмение», режиссер М.Антониони).

Устроители Гала-концерта  решили «иллюстрировать» музыкальные номера, дополнив их видеорядом.  Казалось, было бы логично показывать на экране, например, соответствующие сцены из этих замечательных фильмов или кадры с участием композиторов, режиссеров, актеров, как это было, скажем, в случае с «Вальсом» из «Леопарда» Л.Висконти: на эране повился Берт Ланкастер (Фабрицио) и очаровательная Клаудиа Кардинале в роли дочки мэра, танцующие на балу. К сожалению, таких эпизодов  на экране  было очень мало, а все основное экранное время занимала не очень уместная и не очень высокого вкуса анимация. Тем  не менее, судя по всему, слушатели получили огромное удовольствие от подобной  dolce musica.