BWW Interview: Ilia Volok Reflects on DIARY OF A MADMAN

Отчасти  успех  был  предсказуем. Когда  объединяются  две  творческие  величины такой  мощности,  как  режиссер  Евгений  Лазарев  и  актер  Илья  Волох,  вероятность взрыва  почти  стопроцентна.  Имея  абсолютно  разный  опыт  и  разные  судьбы, мистическим  образом  пересекшиеся,  перекрестившиеся   здесь,  в  Лос-Анджелесе, они  встретились  и  подружились  давно.  Но  впервые  объединились  в  творчестве «один  на  один». 

Для  Евгения  Лазарева  выход  спектакля  совпал  с  его  юбилеем  – 75-летием  со  дня  рождения. Почти  год  работы  над  «Записками» –  произведением  чисто  прозаическим, никогда  не  предназначавшимся  для  сцены,  стали  временем  непростых  поисков. Форма  дневника  трудно  поддается  театральному  воплощению.  Как  правило, режиссеры  ищут  ход,  как  эту  форму  «оживить»,  порой  даже  вводят дополнительные,  несуществующие  в  прозе  Гоголя  персонажи.  Евгения  Лазарева  это не  устраивало,  он  искал  собственное  решение.

И это  решение  было  найдено.  Спектакль  начинается  как  бы  с  конца.  Избитый, доведенный  до  отчаяния  Поприщин  (зачем  они  бьют  меня  палками,  зачем  льют воду  на  голову?!)  появляется  в  темном  углу  своей  палаты,  съежившись  на  низкой.     скамье.  И  все  последующее  действие  –  это  воспоминание  измученного  человека  о тех  светлых  мгновениях  его  незадавшейся  жизни,  которые  возможно  единственные и  держат  его  на  этом  свете.  Нет,  Поприщин  не  читает  свой  дневник  –  он  знает  его наизусть,  поскольку  перечитывал  его  уже  сотни  раз.  Он  заново  проживает  его вместе  со  зрителем.

…Время  от  времени  зал  взрывается  хохотом,  но  тут  же  затихает  намертво,  так что  слышно  затаенное  дыхание  соседа.  Ведь  буквально  в  нескольких  метрах  от зрителей,  на  ярко  освещенном  пятачке  сцены  творится  чудо.  Как  иначе  назовешь  то эмоционально  захватывающее,  пластически  выверенное  действо,  свидетеле невольным  соучастником  которого  становится  каждый  из  сидящих  в  небольшом театральном  зале? Титулярный  советник  Поприщин,  усердно  «очинивающий»  перья  для  Его Превосходительства,  личность  малопривлекательная  и  ничтожная,  влюбляется  в дочку  своего  босса  –  Самого  Директора  Департамента.  Отчего  и  сходит  постепенно с  ума,  подробно  описывая  этот  процесс  в  своем  дневнике  и  попутно  открывая  для себя  все  пороки  российской  политической  системы,  в  частности,  и  несовершенства мира,  в  целом.

Поприщин – Илья Волох

Сюжет,  знакомый  каждому  читателю  из  школьной  программы. Но  в том  и состоит  чудо  театра,  что  созданный  воображением  писателя  мир обретает  в  нем  свою  плоть  и  кровь,  и  литературный  герой  становится  живым  и осязаемым,  как  каждый  из  нас.  И  чем  талантливее  режиссер  и  актер,  тем  объемнее и  глубже  воссозданные  ими  мир  и  образ.

«Для  меня  работа  над  спектаклем  стала  схваткой  с  материалом  и  с  актером, – рассказывает  Евгений  Лазарев. –  Мне  нужно  было,  чтобы  актер  разговаривал  так, как  текут  его  мысли,  как  шелестят  его  мысли,  чтобы  в  каждой  сцене  было  не повествование,  а  возвращение  к  действию.  И  Илья  Волох  прекрасно  справился  с этой  задачей.  Он  не  играет,  он  органично  существует  на  сцене».

«Записки  сумасшедшего»  всегда  привлекали  самых  ярких  режиссеров  и актеров.  Только  за  последние  годы  в  Москве  их  ставили  Петр  Фоменко  и  Кама Гинкус.  А  много  лет  назад  именно  роль  Поприщина  прославила  еще  молодого Александра  Калягина,  впоследствии  руководителя  мастерской  в  школе-студии МХАТ,  в  которой  учился  Илья  Волох.  Кстати,  почти  в  одно  время  с  Ильей  в  школестудии  МХАТ  учился  сын  Евгения  Лазарева  Николай  –  сегодня  один  из  ведущих театральных  актеров  Москвы.  И  сам  Лазарев-старший  в  свое  время  закончил  ту  же театральную  школу.  Все  трое  –  дети  одной  альма-матер.  Не  это  ли  перст  судьбы?

…Брошенный  на  пол  матрац,  покрытый  мятой  белой  простыней,  белая  дверь  в палату,  покрашенное  грязновато  белой  краской  кресло-стульчак  с  белым  ночным горшком  под  ним,  белые  одеяния  героя  и  море  белых,  скомканных,  разбросанных по  всей  сцене  листков  из  поприщинского  дневника.  На  фоне  этого  невинного, непонимающего,  равнодушно  белого  цвета  и  происходит  все  действие  спектакля, когда  постоянно  меняющиеся  эмоции  впадающего  в  безумие  героя  напоминают смену  цветов  в  детском  «калейдоскопе». Даже  несведущему  зрителю  понятно,  что  сыграть  сумасшествие  дано  не всякому  актеру.  Здесь  же  речь  о  другом.  Илье  Волоху  удалось  то,  на  что  способны единицы:  точно  передать  процесс  трансформации  человеческой  психики.  Вот  еще вполне  нормальный  герой  выходит  из  дома,  а  вот  он  уже  слышит  разговор  двух собачек.  Здесь  он  еще  страдает  болезненными,  но  вполне  понятными  фантазиями  о недосягаемой  любимой,  а  здесь,  впадая  в  манию  величия,  провозглашает  себя королем  Испании  Фердинандом.  Все  эти  превращения  происходят  на  глазах зрителей  и  всего  за  полтора  часа  –  ровно  столько  длится  спектакль.

«Эта  роль  –  вызов  для  каждого  актера», –  сказал  Илья  Волох  в  одном  из интервью.  По  словам  Евгения  Лазарева,  постановка  «Записок  сумасшедшего»   дает богатейшие  возможности  и  актеру,  и  режиссеру  своей  психологической  глубиной, почти  чеховскими  нюансами,  постоянно  меняющимся  ритмом. «Роль  Поприщина демонстрирует  зрелость  актерского  таланта», –  сказал  Лазарев. 

Все  вызовы  приняты  с  достоинством.  Спектакль  буквально  завораживает  не только  меняющимися  эмоциональными  состояниями  героя,  но  и  переменами  ритма. Взрыв  эмоций  вдруг  оборачивается  интимным  полушепотом,  а  резкие  движения поистине  балетной  пластикой. Но  есть  в  постановке  «Записок»  и  второй  пласт,  мастерски  раскрытый  авторами. По  мере  того,  как  психически  герой  все  больше  отдаляется  от  реальности,  она,  эта реальность,  открывается  ему  со  всей  своей  беспощадностью.

Беспросветная бедность,  бесперспективность,  царящая  повсюду  глупость  и  униженность «маленького» (читай  –  обычного)  человека  –  есть  от  чего  сойти  с  ума  и  без неразделенной  любви: «…Дайте  мне  тройку  быстрых,  как  вихорь,  коней!  Садись,  мой  ямщик,  звени, мой  колокольчик,  взвейтесь,  кони,  и  несите  меня  с  этого  света!»… На  протяжении  всего  спектакля  негромко  звучит  музыка  –  удивительно  тонкая, еле  уловимая  музыка,  иногда  попадая  в  такт  «дыхания»  сцены,  иногда  служа контрапунктом  переживаниям  героя.

 

Музыку  к  спектаклю  подготовила  известный композитор  Лариса  Казакова,  жена  Николая  Лазарева,  удачно  переложив «Любовный  напиток»  Доницетти  на  звучание  шарманки. О спектакле  написали  многие  издания  Лос-Анджелеса  – «Лос-Анджелес Таймс», «LA Weekly», «LA Stage»  и  многие  профессиональные  газеты,  журналы  и веб-сайты. «Должен  видеть  каждый», «Сошла  с  ума  от  «Записок  сумасшедшего» – только  некоторые  из  заголовков. «Это  одно  из  самых  потрясающих  представлений, которые  я  видела  в  своей  жизни!» –  сказала  номинированная  на  Оскар  актриса Сэлли  Киркланд.

Билеты на спектакль “Записки сумасшедшего” можно приобрести по этой ссылке или по телефону: 212-868-4444

*