Архитектура Нью Йорка — мозайка стилей. Здесь работали и работают именитые архитекторы со всего мира, благодаря которым с каждым годом архитектура города становится еще более разнообразной.

New museum

В музей New Museum (Новый Музей) современного искусства попадают только самые новые, радикальные, провокационные и не всегда высокохудожественные коллекции. Этот аспект отразился на выборе архитекторов и места для строительства здания.

Место

Чтобы отразить бунтарский дух музея и показать равнодушие к «буржуазным ценностям», его построили в одном из самых бедных районов Манхэттена. Изначально музей окружали оптовые продовольственные магазины, маленькие фабрики и заводы. После открытия музея в «неухоженный» район начала перебираться творческая богема Нью Йорка, превратив его в модное место.

Архитекторы

За строительство музея взялись японские архитекторы из компании SANAA. Кадзуо Сейджима (Kazuyo Sejima) и Рю Нишидзава (Ryue Nishizawa) известны своим «холодным» минимализмом. В строительстве они используют бетон, сталь, алюминиевые конструкции и стекло. Материалы архитекторы не обрабатывают, но всё же иногда используют краску белого цвета.

Конструкция

Шесть «коробок», неряшливо наваленные друг на друга и готовые развалиться, символизируют экспозиции внутри музея. Здание и его внутренности — это вызов традициям и комфортному, безмятежному существованию человечества.

Стены музея облицованы алюминиевыми панелями и покрыты алюминиевой сеткой. В одном из интервью Кадзуо Сейджима неосторожно признался, что  использовал сетку потому, что американские рабочие, в отличии от японских и европейских, не могут должным образом обработать капризный материал. В итоге здание получилось даже лучше, чем задумывали архитекторы. Благодаря сетке постройка кажется слегка размытой по контуру.

Интересные факты

— «Терка для сыра» — так местные жители прозвали Новый музей.

— Через три года после открытия музея Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава получили за него Притцкеровскую премию.

TWA Flight Center

Терминал TWA Flight Center (центр международных авиалиний) построен в 1962 году. Почти полвека он был одним из самых больших, стильных и технологичных терминалов в мире. Заходя в здание, человек попадал в пространства, которые плавно перетекали друг в друга. Путешественник будто погружался в «поток», который нёс его от входа и до самого самолёта, иногда выбрасывая на «островки» с кафе и ресторанами.

В 2001 году терминал перестал справляться с количеством пассажиров и соответствовать новым нормам безопасности. Чтобы не разрушать легенду, зданию дали статус памятника архитектуры и в 2013 году перестроили его в отель.

Место

Отель находится на территории международного аэропорта имени Джона Кеннеди. Здание связано с терминалом №5 переходом-артерией, а из остальных терминалов до отеля можно добраться на аэроэкспрессе.

Архитектор

Проектировал терминал финский архитектор Ээро Сааринен (Eero Saarinen). На тот момент Ээро создавал самые оригинальные сооружения и был убеждён, что успех проекта кроется в его психологической целостности. Символы и гармония между внутренним и внешним — главные принципы архитектуры Сааринена.

Плюс найма Ээро был в том, что он никогда не перечил заказчикам. Именно поэтому здания архитектора сильно отличались друг от друга. Сааринен не раз был подвергнут критике за изменение своих стилевые приёмов.

Конструкция

Заказчик хотел, чтобы здание отражало «дух полёта». Именно поэтому архитектор сконструировал терминал в виде крыльев белой чайки.

Обтекаемые формы, изгибы и плавные переходы придали массивной бетонной конструкции ощущение полёта и невесомости. Внутреннее пространство еще более необычно, чем внешняя форма здания. Здесь вы не найдёте чётких граней и прямых стен: всё будто находится в полёте, движении и перетекает одно в другое.

Интересные факты

— В терминале TWA впервые в истории аэропортов появились багажные контейнеры, электронное табло, кабельное телевидение и багажные весы.

— Андрэ Балазс — предприниматель в сфере недвижимости, владелец множества отелей в Америке, а также фанат творчества Ээро Сааринен. Когда бизнессмен узнал, что из терминала хотят сделать ресторан,  он выкупил здание и перестроил его в отель.

— Строительство терминала было закончено через год после смерти архитектора.

Solomon Guggenheim Museum

Основал музей Соломон Гуггенхейм — «угольный король» и золотопромышленник. В 58 лет он удалился от дел и занялся коллекционированием предметов современного искусства. Сейчас коллекция Гуггенхейма — крупнейшее собрание полотен 19 и 20 столетий.

Место

За 6 лет коллекционирования полотна перестали помещаться в квартирах Соломона, и он нанял именитого архитектора Фрэнка Райта (Frank Lloyd Wright) для того, чтобы тот спроектировал музей. Место Соломон выбрал на 5 авеню острова Манхэттен в окружении небоскрёбов.

Фрэнк был не в восторге от заказа. Нью Йорк архитектор считал уродливым, плотно застроенным и просто неподходящим местом для своего творения. Райт даже просил разместить музей в другом городе. Соломон стоял на своём, и Райту пришлось согласиться.

Архитектор

Фрэнк Ллойд Райт известен своей «органической архитектурой». Большинство его зданий построены в окружении деревьев, рек и водопадов. Постройки Фрэнка сливаются с ландшафтом, образуя цельный образ.
Проект музея — нетипичная работа архитектора. Он не стал «растворять» здание в окружающей среде, а создал дом-улитку, который контрастирует со строгими прямоугольными высотками Манхэттена.

Конструкция

Фасад здания спроектирован как спиралевидный объём в виде торнадо. Такой же приём архитектор применил и внутри по периметру постройки. Огромный стеклянный купол играет роль источника дневного естественного освещения. Необычный вид музею добавляет облицовка из гнутых титановых пластин и стекла.

Благодаря необычной конструкции здания, архитектор изменил привычную систему ознакомления с выставкой. Заходя в музей, гости сначала поднимаются на лифте на верхний 7-ой этаж. Затем пешком спускаются по спиральному пандусу, осматривая экспозиции по ходу движения. Критики не сразу приняли идею Райта и даже подписывали петицию против такого дизайна.

Интересные факты

— Для того времени здание получилось настолько дерзким и оригинальным, что по началу даже художники-абстракционисты отказывались выставлять свои работы.

— Фрэнк Райт умер за несколько месяцев до конца строительства музея.

— Музей использовали для съемок фильмов «Люди в черном», «Пингвины мистера Поппера», «Интернэшнл».

— В течение 15 лет строительства здания, архитектор жил в ближайшей гостинице — Plaza Hotel. За это время он полностью изменил планировку и интерьер своего номера.

— Стоимость строительства музея составила 3 млн долларов, а недавняя реконструкция внешнего вида здания 29 млн долларов.

Seagram Building

Сэмюэл Бронфман (Samuel Bronfman) — глава крупнейшего в мире винного производства «Joseph E. Seagram & Sons» — в честь столетия компании решил построить штаб-квартиру в Нью Йорке. После нескольких лет скрупулезного выбора архитектора и 4-х лет строительства на Манхеттене появилось самое копируемое здание в мире — Сигрем билдинг.

Архитектор

Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) — крупнейший представитель интернационального стиля. Его палитра — сталь и стекло. С помощью них он начал строить небоскрёбы нового уровня, ставшие прототипами для будущих корпоративных офисов по всему миру. «Мало кто знает, что именно Мис автор знаменитых афоризмов «Less is more» (Меньше — значит больше) и «God is in the details» (Бог в деталях). Для архитектора это были не просто случайные высказывания, а принципы работы.

Место

Здание находится на Парк-авеню 375 острова Манхэттен. Все дома на Парк-авеню стоят как по линеечке. Выделяется только Сигрем билдинг. Он «утоплен» вглубь улицы, а перед зданием спроектирована площадь с фонтанами и скамейками. Такое расположение было сделано, чтобы показать богатство компании: земля в центре острова стоила огромных денег, поэтому здания занимали всю выкупленную площадь, а оставить даже несколько метров свободного пространство было невероятной раскошью.

Конструкция

Мис строил небоскрёбы из любимых материалов и по своему методу: сначала возводилась стальная конструкция, затем на нее навешивались стеклянные стены. Идея была в том, чтобы с улицы была возможность разглядеть стальной «скелет» здания. Однако американский строительный кодекс запрещал использовать только лишь стальные балки — они должны быть покрыты бетоном.

Бетон скрывал стальную конструкцию, что расходилось с планами Миса. В итоге архитектор изменил проект и замаскировал бетон балками из бронзы. В конце строительства на здание ушло 1500 тонн дорогостоящего материала, что сделало здание самым дорогим небоскрёбом того времени.

Интересные факты

— В роли архитекторов изначально хотели нанять либо Фрэнка Ллойд Райта, либо Ле Корбюзье. Но в итоге они были отвергнуты из-за несговорчивых характеров.

— На первом этаже здания находится ресторан «Четыре сезона». Его дизайн разрабатывал сам Мис, а расписывал стены Пабло Пикассо.

AT&T Long Lines Building

AT&T Long Lines Building одно из самых мрачных и таинственных зданий Нью Йорка. Здание построено в стиле брутализм без единого окна и с глухими стенами по всему периметру.

По официальной информации, внутри работает телекоммуникационная компания AT&T. В материалах, которые рассекретил Эдвард Сноуден (Edward Snowden), упоминается, что после теракта 11 сентября здание используется как ключевой центр Агентства национальной безопасности США. Одни из главных функций учреждения — перехват международных телефонных переговоров, спутниковой связи и слежка за интернет трафиком.

Архитектор

Проектом строительства башни занимался Джон Карл Уорник (John Warnecke). В то время архитектор тесно сотрудничал с администрацией президента Кеннеди.

По просьбе администрации он восстанавливал исторические здания, занимался дизайном президентской библиотеки, помогал во всех вопросах, связанных с архитектурой,  а после смерти президента создал мемориал Джона Кеннеди.

Место

Здание находится в муниципальном центре Нью Йорка — в районе Манхэттен. Удивительно, но арт-критики с симпатией отозвались об аскетичном облике здания, хотя в то время считалось чуть ли не знаком приличия критиковать всю архитектуру в стиле брутализм.

Газета New York Times выпустила статью о том, что AT&T Long Lines Building идеально вписалось среди других построек, а глухие стены здания демонстрируют «высокие эстетические качества брутализма».

Конструкция

Перед Джоном Уорником заказчик поставил одну задачу — здание должно выдержать радиоактивное заражение в случае ядерного взрыва. Именно поэтому у постройки нет окон. Чтобы люди не задохнулись, на 10 и 29 этаже расположены вентиляционные отверстия.

Стены здания построены из железобетона, а отделка выполнена из шведского гранита. На сегодняшний день AT&T Long Lines Building — самая высокая постройка с глухими стенами.

Интересные факты

— Со дня открытия небоскрёба и по сей день входить внутрь имеют право только сотрудники.

— AT&T Long Lines Building единственно здание на Манхэттене, которое не освещается ночью.

— В экстренных ситуациях небоскрёб может превратиться в автономный город. В его хранилищах находится миллион литров топлива для работы генераторов, а еды и воды хватит на 2 недели для полутора тысяч человек.

Использованные фотографии: Диан Кауфман, Мелисса Мюрфи, Макс Тохей, Пабло Джонс

Источник