Интервью специально для Elegant New York
с джазовой вокалисткой Светланой Шмулян
вела Татьяна Бородина.

 

В июне в Нью-Йорке проходит Blue Note Jazz Festival. В этом году программа фестиваля, как никогда представительная, интересная и насыщенная, похоже, лучшие джазовые музыканты наших дней порадуют нью-йоркскую публику потрясающими и незабываемыми концертами. Програмама фестиваля

В преддверии Blue Note Jazz Festival мы встретились с одной из его участниц, нью-йоркской джазовой вокалисткой, Светланой Шмулян. Ее выступления в «Back Room», одном из уникальных, сохранившихся со времен Сухого закона баре, хорошо известны среди ценителей джазовой музыки. И коль она каждый понедельник выступает в этом историческом месте, мы решили расспросить Светлану не только о ее творчестве, музыке и фестивале, но и о нью-йоркских клубах и барах, в стиле Speakeasy, ставшими сейчас очень модными.

Выступления Светланы Шмулян, конечно же, можно посетить не только в Back Room, она часто дает концерты во многих других известных джазовых клубах Нью Йорка: Blue Note,  Iridium, B.B.Kings, Joe’s Pub, Rainbow Room. А 24 июня, состоятся два ее выступления в концертном зале Lucille’s Grill в помещении B.B.Kings Blues Club, где она представляет программу в рамках “Blue Note Jazz Festival” с участием тромбониста и вокалиста Wycliffe Gordon. Информация о концерте  

BBKings Nina S&D5

 

– В последние годы в Нью-Йорке бары, джазовые клубы Speakeasy стали очень популярны. Как вы думаете, в чем причина и чем они отличаются от остальных мест, где приятно провести вечер, наслаждаясь непринужденной обстановкой, музыкой и оригинальным коктейлем?

– Наверняка, все знают, что в 1920—1933 годах продажа алкогольных напитков в США была официально под запретом. Естественно, в результате «расцвёл» черный рынок продажи алкоголя, а вместе с ним и подпольные бары Speakeasy, где нелегальный алкоголь и употреблялся.

SpeakeasyНазвание Speakeasy возникло потому что о барах не принято было говорить громко – «speak easy» – «говорить негромко», а в самих барах тоже старались не шуметь, чтобы не привлекать внимания полиции и соседей.

Алкоголь в таких барах часто подавали в чайных чашках, на тот случай, если появится полиция. Чтобы попасть в бар, который частенько находился за неприметной дверью склада или подвала, нужно было знать пароль, который давался только своим людям. В этих барах собиралась молодежь и, конечно, появилось много музыкальных групп, которые могли бы развлечь публику музыкой, под которую можно весело выпивать и танцевать. Музыка, звучащая в этих клубах была поп-музыкой 20-х годов и называлась “hot jazz” и “swing”. 

Много лет спустя, уже в наше время, этот музыкальный стиль снова приобрел популярность – сейчас “hot jazz” и “swing” можно услышать каждую ночь в десятках мест Нью-Иорка, начиная от самых известных джазовых клубов Манхэтана (Blue Note или Lincoln Center), до маленьких ресторанчиков, кафе и клубов Бруклина.  Таким образом, новая мода на “hot jazz” и “swing” вернула музыку прадедушек и прабабушек в жизнь современной молодежи. Нынешние владельцы баров и ресторанов уловили тренд и поспешили за модой, поэтому, как вы подметили, клубы Speakeasy, стали вновь очень популярны.

url

Названия этих заведений навевают ассоциации с началом прошлого века: Bathtub and Gin, Back Room, Slipper Room, Lucky and Cheng. Обставлены они по моде 20-х годов, здесь подают коктейли с именами из эпохи Сухого закона, например: «Side Car» – коктейль, который воплощает элегантность и декаданс джазовой эры и состоит из смеси коньяка, апельсинового ликера и лимонного сока; или «Mint Julep», который достиг популярности в годы сухого закона, благодаря своей способности «маскировать» нелегальный алкоголь при помощи мятного вкуса.

Также, как почти 100 лет назад, чтобы зайти в эти бары, надо знать пароль. Ну и, конечно, как и в годы Сухого закона, в этих барах часто звучит “hot jazz” и “swing”.   В этих местечках можно увидеть красивую городскую молодежь, туристов, но самое замечательное, когда там собираются любители танца “swing” – они частенько одеты по моде 20-х годов и великолепно танцуют те самые танцы, которые танцевали их прадедушки и прабабушки, в похожих «злачных местах» прошлого века.

– Мне тоже очень нравится эта новая мода на «старые бары» – это так по-нью-йоркски. Но не так-то просто найти бар в стиле Speakeasy, где звучит «живая» джазовая музыка.  Бар «Back Room» приятно отличается тем что там, каждый понедельник, проходит ваше музыкальное джазовое шоу. Расскажите о нем пожалуйста.

backroom_interior-stairs_Troy-Hahn–  Клуб Back Room уникален тем, что он является одним из двух настоящих Speakeasy клубов Нью-Йорка, которые, действительно, существовали еще во времена Сухого закона.  Сто лет назад, помещение Back Room, было секретной комнатой, спрятанной за популярным кошерным ресторанном “Rattner”, который находился по адресу 138 Delancey Street с 1918 до своего закрытия в 2002 году.  В меню ресторана входили блюда, которые многим из нас знакомы с детства. Ресторан был основан еврейскими выходцами из восточной Европы. Блинчики с сыром, картофельные оладьи (латкес), пирожки, гороховый суп, фаршированная рыба, заливное, каша и борщ – и, особенно знамениты были, горячие луковые булочки, которые подавали бесплатно с супом.

До 1975 года Rattner был открыт 24 часа в сутки и, поэтому, он был популярен среди еврейских исполнителей, актеров и музыкантов: Билл Грэм, Аль Джолсон, Фанни Брайс и многих других. Гангстеры Багси Сигел и Мейер Лански часто посещали Rattner и, как говорят историки, в какой-то момент по просьбе Мейер Лански ему разрешили делать свои встречи в секретной комнате, спрятанной за главным столовым помещением Rattner, – именно эта комната и стала в последствии баром “Lansky Lounge”. По словам владельцев Rattner, Лански говорил, что он бывал в ресторане так часто, что заслуживает того, чтобы иметь свою собственную комнату. Комната имела много секретных выходов и туннелей, ведущих на окружающие улицы. Например, на Norfolk Street, где и есть теперь главный вход в клуб Back Room, по адресу 102 Norfolk Street.

В 2002 году ресторан Rattner вышел из бизнеса,  но бар продолжает существовать и теперь называется “Back Room”.  Обстановка клуба точно такая как была, или, во всяком случае, которую, вы могли бы ожидать в клубе 20-х годов прошлого века: обои, хрустальные люстры, красные диваны, огромный бар с зеркальными полками.

BBKings Swing PartyВ этом клубе, каждый понедельник, проходит мое музыкальное джазовое шоу с моей группой “Svetlana and the Delancey Five”. Группа, как вы уже, наверное, поняли, названа в честь ресторана Rattner, находившегося на улице Delancey.  Мы играем музыку “hot jazz” и “swing” и в нашем месте можно увидеть элегантную городскую молодежь, знаменитостей, туристов со всего мира и любителей танца “swing”, одетых по моде 20-х годов, исполняющих танцы эпохи сухого закона.

Похожие вечеринки бывают и в других местах города, например, – Iguana, Bathtub and Gin, Lucky and Cheng, Macao Trading Company, Hotele Chantelle. Эти симпатичные местечки не существовали во время сухого закона, как клуб Back Room, но они здорово оборудовали свои бары в стиле Speakeasy и часто там можно послушать прекрасную музыку в стиле эпохи сухого закона.

Клуб Iguana заслуживает особенного внимания – там каждый понедельник и вторник играет Винс Джиордано и его группа “The Night Hawkes” – легендарная группа в точности повторяющая аранжировки и звук оркестров 20-х годов.  “Vince Giordano and The Night Hawkes” участвовал во многих фильмах об эпохе сухого закона, например, в последнем фильме с Woody Allen под названием “Café Society”, и в сериале HBO “Boardwalk Empire”.

– Да, у вас в «Back Room» очень здорово, нам понравился и сам клуб и, конечно, ваше выступление – музыка и исполнение просто потрясающие! Джаз для вас так органичен, но как вы пришли к нему и чем он стал для вас в жизни?

maxresdefault

 

– Когда мне было пять лет, в моем детском саду, был новогодний утренник  и меня попросили спеть кусочек песни – и я, вдруг обнаружила, что могу контролировать свой ​​голос и петь песню ровно так как у меня она звучит в голове, правильно и громко. Это было необыкновенное открытие!

После этого остановиться было невозможно, я пела каждый день – детские песни, попсу которую я слышала по радио, классические песни, хулиганские песни….  Я пела в хорах, начиная от хора районной музыкальной школы, где училась по классу фортепиано, до знаменитого Московского хора Локтева и хора Педагогического Университета, где я изучала математику. В восьмом классе научилась сама играть на гитаре и добавила в репертуар автроские, и хулиганские песни а так же песни из кинофильмов и любимые популярные песни.

Я слушала самую разную музыку – от классики, западного рока – до советских и западных поп-групп. Но особенно мне нравились пластинки Эллы Фицджеральд, которую я слушала снова и снова пока не затирала их совсем. Меня привлекал её необыкновенный голос – мягкий, но упругий тон, сдержанное вибрато, абсолютно неповторимые и легкие скачки в три октавы, при которых все качества её голоса совершенно не изменялись.  

Но было в этой музыке ещё что-то очень удивительное, что не было похоже ни на классическую музыку, ни на рок, ни на поп музыку, слушая джаз, хотелось притоптывать ногой или щелкать пальцами.  Только потом, изучая джаз, я узнала, что это и есть одно из главных качеств джаза – синкопация и свинг.  А так же непредсказуемость полета мелодии, часто использующая необыкновенно пленительный хроматический нотный ряд и импровизации, с помощью которых, Элла и её команда, становились не просто музыкантами, а волшебниками и великими художниками, рисующими музыкой как другие рисуют на полотнах.  

DSC_4488Много лет позже, когда я стала изучать джаз, в Москве в Колледже Импровизационной Музыки (по классу джазового вокала), а потом в Нью Йорке, в “Manhattan School of Music” (мастерская программа по классу исполнения джаза) – ну и, честно говоря, просто повзрослев и став более зрелым человеком, испытавшим и любовь и материнство, и потери – я стала слышать и ценить более интересные и глубокие элементы джаза и слушать гораздо более широкий набор джазового репертуара,например, инструментальных виртуозов (Монк, Колтрейн), свободного джаза (Орнетта Колмана, Сесил Тайлора), певцов, которые углубились в искусство вокальной импровизации, которую изобрела Элла (Бетти Картер, Кармен МакРей, Сара Вонг, Ал Джеро), певиц, для которых музыка стала не только способом развлекать публику, а также и способом выражения собственной личной боли (Билли Холидей, Нина Симон). 

Сейчас я считаю себя профессиональным музыкантом – выступаю несколько раз в неделю в совершенно различных местах, начиная от самых известных джазовых клубов Манхэтана (Blue Note, B.B.Kings, Iridium, Zinc Bar, Joe’s Pub, Rainbow Room), до маленьких “Speakeasy” клубов и секретных вечеринок в заброшенных районах индустриального Бруклина.  Этим летом буду на гастролях в Израиле, а также в клубах и концертных залах Массачусетса и Западного побережья.

 

– У вас много концертов, но есть ли у вас записи, музыкальные альбомы?

Svetlana digi FRONT Cover-2– В январе 2015 года я выпустила свой дебютный альбом с моей группой,”Svetlana & The Delancey Five”, под названием “Night at the Speakeasy” / “Ночь в Speakeasy” (на музыкальном лейбле “Origin Records”). Альбом был вдохновлен моими концертами в Back Room Speakeasy клубе.  На его обложке изображены сцены из клуба Back Room, а также танцоры и музыканты, нарисованные прекрасной Нью-Йоркской художницей Юлией Сверчук.  Альбом включает в себя мои любимые джазовые стандарты, которые я пою в Back Room, а также песни, написанные мной, в стиле “hot jazz” и “swing”, и аранжировки моих любимых песен таких групп, как “Beatles” и “Beach Boys” в стиле “hot jazz” и “swing”.

Альбом записан при участии специального гостя, прекрасного тромбониста, вокалиста и композитора, Wycliffe Gordon и включает несколько дуэтов из репертуара Ella Fitzgerald и Louis Armstrong.   Wycliffe Gordon считается музыкальным послом и интерпретатором Американского джаза  и одним из лучших тромбонистов своего поколения. Wycliffe был назван “Лучшим  тромбонистом” в престижном “DownBeat Critics Poll” три года подряд (2014, 2013 и 2012),  Джазовая ассоциация журналистов назвала его “Тромбонистом года” в 2013 году.

Продюсером альбома стал Guy Eckstine. Guy получил несколько Grammy Award, включая Grammy Award за альбом “Herbie Hancock” под названием “The New Standard”.

Дуэты, записанные в альбоме, получили очень хорошие отзывы от джазовой прессы (“восхитительная” (WRHU) “искрящийся вокал” (blogcritics.com), “экстраординарная певица и автор песен” – Will Friedwald, Wall Street Journal; “запись напоминает альбомы дуэтов Эллы и Луиса” – блог “Музыкальные Мемуары”; “запись добавляет что-то свое к песням в исполнении Луи и Эллы” – блог “Jazz Lives”; “более чем достаточно очарования и юношеской энергии, чтобы вытряхнуть вас из вашего зимнего блюза” – Broadway World)

Эти композиции включены в программу моего концерта 24 июня, в рамках Blue Note Jazz Festival в концертном зале Lucille’s Grill в помещении B.B.Kings Blues Club. Я очень надеюсь, что в концерте они прозвучат также здорово, как и в нашем альбоме, который сейчас звучит на джазовых радиостанциях всего мира.

 

beale_street– Итак, 24 июня в клубе BB King состоится ваше выступление в рамках Blue Note Festival – несколько слов программе выступления. 

– Я выступаю в рамках Blue Note Jazz Festival уже три года – в этот, четвертый раз, у меня будет очень особенный концерт с участием потрясающего тромбониста Wycliffe Gordon, о котором я вам уже рассказывала и с которым мы записали мой дебютный альбом.

Концерт состоится 24 июня в 7:30 и в 9:30 вечера в концертном зале Lucille’s Grill в помещении B.B.Kings Blues Club в Нью Йорке. Программа концерта еще никогда не исполнялась моей группой и будет посвящена 60-летней годовщине записей Ella Fitzgerald и Louis Armstrong для Verve Records в 1956 и 1957 годах.

Приглашаю читателей вашего журнала на наш концерт. Я знаю, что ваш журнал любит и читает интеллектуальная и искушенная публика, – настоящие гурманы, поэтому уверена, что им эта программа понравится.

 

 Blue Note Festival сейчас один из самых престижных и популярных в Америке фестивалей. Какова его история?

b-b-king-blues-club– Все началось в 1981 году, когда израильтянин Дэнни Бенсюзан основал Blue Note Entertainment Group. Более 30 лет назад он открыл джаз-клуб Blue Note в Гринвич-Виллиджи, который очень быстро стал одним из самых престижных джазовых клубов Америки. Здесь выступали и выступают легендарные джазовые музыканты, такие как Диззи Гиллеспи, Оскар Питерсон, Сара Вон, Лайонел Хэмптон, Рэй Чарльз, Дейв Брубек, Винтон Марсалис, Чик Кореа, Кит Джарред,  Крис Ботти и многих других.  Сегодня Blue Note клубы открыты в Токио и Осака в Японии, в Милане, на Гавайях.  

Blue Note Entertainment Group так же владеет несколькими другими клубами, например Highline Ballroom – место проведения больших поп и рок концертов, включая концерты Пола Маккартни, Стиви Уандера, Леди Гага, Эми Вайнхаус;  Subrosa – клуб который представляет латинский джаз;  Howard Theatre в Вашингтоне, где началась карьера Дюк Эллингтона, Эллы Фитцджеральд, и других легенд джаза.   

В 2000, Blue Note Entertainment Group открыл B.B.Kings Blues Club на Таймс-Сквер в Нью Йорке который представляет концерты многих знаменитых музыкантов джаза, блюза, рока, хип-хопа и поп-музыки и где в этом году пройдет наше выступление в рамках фестиваля.

В концертном зале Lucille’s Grill можно слушать музыку, ужинать и даже танцевать. Что, наверное, и будут делать мои завсегдатаи из Back Room!  

В 2011 году, в рамках празднования 30-летнего юбилея Blue Note, прошел первый Blue Note Jazz Festival который представил более 80 концертов в 15 клубах по всему Нью-Йорку в течение одного месяца. С тех пор, вот уже в шестой раз, Blue Note Jazz Festival проходит в Нью-Йорке с 1 по 30 июня.
Ждем вас на концертах фестиваля и особенно 24 июня!

_N012894_NG-2+small

Видео ролик о дебютном альбоме Светланы Шмулян, его записи, интервью с музыкантами можно посмотреть на youtubе.
Альбом можно послушать и приобрести на
www.amazon.com.
Альбом с автографом можно приобрести на сайте Светланы Шмулян.