Татьяна Бородина

Фасады Барселоны.

В Барселоне можно проводить время по-разному: наслаждаться каталонской кухней, дегустировать отменные испанские вина, просиживать часами в уютных кафе наблюдая за городской жизнью, окунуться с головой в мир великолепных картинных галерей, неспешно гулять по паркам и бульварам, делать покупки в дизайнерских модных бутиках или современных мебельных салонах. Но самое, на мой взгляд, приятное занятие в Барселоне, это бродить по улицам этого невероятного города с фотоаппаратом «наперевес» и собирать коллекцию барселонских фасадов, вычурных и изысканных, помпезных и элегантных, совершенно разных, но единых в своей архитектурной исключительности. Поверьте это очень занимательно, ведь облик и характер города определяют два интереснейших архитектурных стиля – готика и модерн, которые имеют свою яркую национальную особенность.

Готика — это прекрасно, но сегодня, хочется поговорить о каталонском модерне. Ведь, около 2000 зданий в Барселоне созданы в стиле арт-нуво, – любимом стиле Elegant New York, как не сложно было догадаться читая нашу Прогулку по Нью-Йорку 41.
Итак, именно благодаря романтичному архитектурному стилю Арт-нуво Барселона вышла на первое место в мире по количеству объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, причем девять из этих шедевров относятся именно к каталонскому модерну. В этом материале я собрали информацию имеющую отношение к этому уникальному архитектурному стилю и подкрепила ее небольшой частью коллекции фотографий, сделанной мной этой осенью в Барселоне.

 Только в 1854 году было принято решение расширить город путем сноса крепостных стен и освоения городскими кварталами окрестных территорий. В качестве генерального плана застройки, Мадридом был утвержден проект дорожного инженера Ильдефонса Серда (Ildefons Cerdà i Sunyer) – каталонца, дорожного строителя по образованию. Суть проекта сводилась к тому, чтобы на огромной территории на запад от старого города создать новый район.

Он был создан по проекту Ильдефонса Серда и получил название Кварталы Эшампле. Широкие городские улицы разделяли зону застройки на равные квадраты со стороной 133,3 метра. По диагонали квартал рассекают две магистрали — Avenida Diagonal и Gran via Corts Catalanes. Углы домов скошены под 45 градусов, образуя одинаковые восьмиугольные перекрестки. Дома, преимущественно, одной высоты, во дворах – скверы, утопающие в зелени. Необычный проект, несколько идущий в разрез с модой того времени был принят Администрацией Барселоны холодно и с неким отторжением и посему в процессе реализации претерпел некоторые изменения. Сегодня, даже в несколько измененном виде, район восхищает жителей и гостей города своей смелой идеей. Дело оставалось за малым: спроектировать подобающие каталонской столицы здания.

В 90-х гг. XIX века в Испании в Барселоне возникает направление «каталонского модерна». Для него характерной стала повышенная экспрессивность, свобода использования архитектурной формы, активное применение цвета. Одной из идей того времени была интеграция искусства в культуру, что разрушало изоляцию предметов искусства, вводя их в повседневный быт. Эта идея нашла своё выражение в появлении потрясающе красивых жилых зданий. Расцвет архитектуры в конце XIX – начале XX веков связан, прежде всего, с успехами в области промышленности. Разбогатевшие промышленники с удовольствием тратили состояния и на строительство шикарных особняков в черте города. К строительству привлекали самых известных и талантливых архитекторов, а на декоративное оформление фасадов и внутренних помещений домов уходили колоссальные суммы денег. Можно сказать, что это было время состязаний капиталов – кто построит более роскошный дом.

Самым плодовитым, необычным и своеобразным архитектором каталонского модерна считается Антонио Гауди (1852-1926). Мысль Гауди свободно проникает в мир природных форм, который он не копировал, а трансформировал и превращал в элемент архитектуры и орнаментальной структуры. Архитектура Гауди информативна, она включает надписи, композиции на евангельские сюжеты, аллегорические изображения, символы. Гауди подходил к строительству как к органическому созидательному процессу: камень в его руках превращался в живую форму, орнамент и резьба вырастали из него, как листья и ветки из дерева. Казалось, что Гауди объявил «войну» прямой линии и навсегда переселился в мир кривых поверхностей. Одновременно с Гауди Барселону украсили своими необычными строениями такие архитекторы как Жузеп Пуч-и-Кадафалк, Сальвадор Валери и Льюис Думенек-и-Мунтане.

Замок трех драконов

Известно, что архитектурное образование Луис Доменек-и-Монтанера получил в Барселонском колледже Архитектуры (Colegio Arquitectura de Barcelona), а затем в течение 20 лет преподавал в барселонской Архитектурной школе. Он считается одним из основателей и идеологов каталонского модерна. Одним из первых значимых строений архитектора был проект кафе-ресторана для всемирной выставке, проходившей в Барселоне в 1888 году. Необычное прямоугольное здание с четырьмя башнями по углами и зубчатой стеной получило название Замок трех драконов.

Casa Lleó Morera

В 1906 году на Пасео де Грасио появляется удивительно ажурное здание с парящей главкой в виде короны — Дом Лео Морера (Casa Lleó Morera), одно из наиболее ярких и значительных произведений Луиса Доменика-и-Монтанера. К сожалению любоваться можно только внешним видом причудливого здания, поскольку оно находится в собственности и пышное убранство – узорчатые потолки, внутренние витражи, мозаичные панно, все это скрыто от посторонних глаз.

Заказ на строительство этого здания поступил в 1902 году от сеньоры Франчески Мореры, чья семья разбогатела в Новом свете. Потом к названию добавилась фамилия ее сына – Лео. Фасад не сохранился в первоначальном виде, но до сих пор можно видеть статуи, классические, но если приглядеться, они держат в руках приметы времени – граммофон, телефон и электрическую лампочку.

Еще один шедавр Луиса Доменека-и-Монтанера – Дворец каталонской музыки  (El Palau de la Música Catalana), что расположен на улице Palau de la Música, 4-6, построен архитектором в стиле каталонского модерна.

Дворец каталонской музыки

Дворец каталонской музыки

Здание это, зажатое со всех сторон соседними домами, сложно уместить в объектив, но даже фрагментарно оно производит неизгладимое впечатление. Кстати, концертный зал дворца в течение светового дня освещается естественным светом сквозь стеклянную мозаику купола, это единственное в Европе подобное музыкальное сооружение.

Построен театр в период с 1905  по 1908 год. Красно-кирпичный фасад отчасти содержит мавританские влияния – с типичными башенками и колоннами, но также и с модернистскими скульптурами, кованым железом, мозаикой и пестрой плиткой.
Ошеломляющее впечатление здание производит изнутри, в фойе – витражи и мозаики, а концертный зал – с эмалевыми панелями на потолке, витражным куполом и витражами по всему периметру. Около полумиллиона любителей музыки ежегодно посещают театр. В 1997 годы он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пере Фалькес-и-Урпи (Pere Falqués i Urpí -1850 – 1916) – известный испанский архитектор, яркий представитель каталонского модерна. Его наиболее известная работа – фонари-скамейки на Пасеч-де-Грасия в Барселоне.

CASA AMATLLER

И еще одно важное имя для каталонского модерна – Жозеп Пуч-и-Кадафалк. В «Яблоке раздора» его Дом Амалье́ (CASA AMATLLER ) стоит посередке между домами Бальо и Лео Морера. Как и в случае c его коллегами, дом был заказан нуворишем, шоколадным магнатом Антонио Амалье. Пуч-и-Кадафалк снабдил дом ступенчатым фронтоном в фламандском стиле и готическими окнами. Фасад выложен плиткой пастельных тонов, отчего здание немного напоминает пряничный домик.

Читать больше здесь И еще здесь

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с письменного разрешения автора проекта.

Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine)  is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com

И еще немного фасадов Барселоны, которыми так приятно любоваться.