Armory Show 

В 1913 году одна выставка навсегда изменила ход истории американского искусства. Сегодня известная как Armory Show Международная выставка современного искусства, прошедшая в феврале — апреле в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, впервые в истории США представила публике Нового Света все наиболее прогрессивные течения конца XIX и начала XXвека, включая фовизм, кубизм и футуризм.

Наталия Черкасова

Чтобы понять революционность этого события, нужно представить себе мир искусства в США в начале прошлого века. Сегодня кажется почти невероятным, что в Нью-Йорке в то время было лишь несколько галерей, работавших с художниками, большинство из которых имело очень слабое представление о том, что произошло за последние тридцать лет в художественном мире. Американское искусство тех лет тяготело к реализму, и в станковой живописи доминировали пейзажи, портреты и жанровые сцены с бытовыми и политическим сюжетами.
В январе 1912 года три художника — Уолт Кун, Вальтер Пак и Артур Дэвис — объединились в профессиональную коалицию, целью которой было «не следование предпочтениям публики, а формирование ее художественного вкуса». Очень скоро к ним присоединились еще двадцать коллег по цеху. Первый год своего существования коалиция посвятила организации самой крупной выставки современного искусства в Нью-Йорке, которая затем должна была последовать в Чикаго и Бостон.

В сентябре 1912 года Уолт Кун отправился в длительное путешествие по городам Европы, чтобы собрать работы для Armory Show. Он посетил Плимут и Гамбург, Кельн и Дюссельдорф, Гаагу и Амстердам, Берлин и Мюнхен, Париж и Лондон. На некоторых этапах ему помогали его коллеги Вальтер Пак и Артур Дэвис. Благодаря тому, что Уолт ежедневно писал своей жене, сегодня известны все подробности этого авантюрного путешествия, в результате которого художникам удалось собрать 1250 работ. Главное целью Уолта было найти для выставки картины Ван Гога и Сезанна, которые должны были стать ключевыми экспонатами. В одном из писем жене Уолт сравнивал свое путешествие с работой коммивояжера, так как ему постоянно приходилось «продавать» идею выставки художникам, кураторам и владельцам галерей, убеждая их в необходимости этого мероприятия и предоставляя гарантии сохранности предоставляемых на выставку работ.

Armory Show была первой и единственной выставкой, организованной коалицией. На ней были представлены картины, скульптуры и декоративные работы 300 современных художников, включая Пабло Пикассо, Анри Матисса, Поля Гогена, Эдварда Мунка, Марселя Дюшана, Жоржа Брака, Огюста Ренуара, Клода Моне, а также по одной работе Василия Кандинского и Эрнста Людвига Кирхнера.

Работы американских художников составляли треть от всей экспозиции. Большинство из этих авторов знамениты сегодня в США, но на тот момент были никому не известны. Среди них — Марсден Хартли, Джон Марин, Джозеф Стелла, Эдвард Хоппер, Стюарт Дэвис и Чарльз Шилер.

Официально выставка начала работу 17 февраля 1913 года и продлилась до 15 марта. Уже за несколько дней до ее открытия пресса начала бурное обсуждение, а после вернисажа газеты и журналы освещали Armory Show как нечто не только удивительное, но и шокирующее. В течение всего месяца работы выставки ей посвящалось множество статей, каждая из которых пыталась дать новое понимание и объяснение тому, что там демонстрировалось. Заголовки в прессе пестрили словами «экстраординарная», «сенсационная», «революционная», при этом если одни авторы колебались в оценках, высоко ставя одни произведения и насмехаясь над другими, называя их мусором, то другие не скрывали своего непонимания и негативного отношения ко всему увиденному. Так, заголовок статьи New York Tribune, посвященный выставке, гласил: «Значительное событие, несмотря на причудливый абсурд», а в статье в New York World сообщалось, что после посещения Armory Show автора статьи «ждала психиатрическая больница». Многими критиками выставка была названа «футуристической», хотя на ней присутствовала всего одна работа, относящаяся собственно к футуризму.

Отношение критики к выставке было хорошо показано на известной карикатуре того времени «Неподготовленный критик посещает Международную выставку современного искусства», где на пяти зарисовках изображается пять эмоций некоего критика: от удивления и недоумения до шока, после которого его отвозят на «скорой помощи» в известную нью-йоркскую психиатрическую клинику Бельвью. Вообще карикатур, посвященных выставке, создавалось множество, о ней сочинялись и анекдоты, пользовавшиеся большой популярностью.

Большинство критиков были так же изобретательны в своих комментариях к происходящему, как и искусство, показанное на выставке. Так, «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» Дюшана сравнивалась с взрывом на кровельной фабрике, но особенно доставалось Матиссу, и прежде всего его «Голубой обнаженной» (1907). Этой картине был посвящен отдельный анекдот, в котором американский художник-академист говорит о том, что критики просто боятся писать правду об изображенном чудовище, и рекомендует привязать Матисса к позорному столбу. Впоследствии эта работа была приобретена известными коллекционерами сестрами Коун, а сегодня она находится в Музее искусств Балтимора. В историю также вошла цитата Теодора Рузвельта, на тот момент уже бывшего президента США, который прокомментировал увиденное словами: «Это не искусство».

Несмотря на обилие негативных оценок, были и положительные отзывы, а также серьезные и внятные анализы новых тенденций. Один из таких примеров — статья в Sunday Tribune, где говорилось, что «радикальные художники правы. Они показали нам поиск новой красоты, они стремятся найти новые версии истины». Активный интерес прессы привел к тому, что Armory Show пользовалась феноменальным спросом у публики, и посещаемость превысила все ожидания организаторов. По некоторым оценкам, ее посетили около 87 тыс. человек.

Albert Gleizes, 1910, Femme aux Phlox, oil_on canvas, 81 x 100 cm, exhibited Armory Show, New York, 1913, The Museum of Fine Arts, Houston.

Продажи работ также были впечатляющими. Бурно обсуждаемая в прессе «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» была приобретена дилером из Сан-Франциско за $320, что на сегодняшний день эквивалентно $7500. Дюшан на тот момент был молодым и неизвестным художником, так что это была для него очень хорошая сделка. В 1954 году «Обнаженная» стала частью коллекции Музея искусств Филадельфии. Лилли Блисс, чье собрание легло в основу Музея современного искусства в Нью-Йорке, приобрела двадцать работ, включая произведения Сезанна, Дени, Гогена, Ренуара и Вюйара. Среди покупателей были также и другие известные коллекционеры — Генри Фрик, чье собрание работ стало основой музея Коллекции Фрика, и Альфред Барнс, основатель Фонда Барнса — по сути образовательной институции для молодых художников. Музеи, как всегда, были более консервативны: первым модернистом, попавшим в американский музей, оказался Сезанн, работа которого «Вид поместья Сен-Жозеф» была приобретена Музеем Метрополитен.

Вскоре после выставки 1913 года начали открываться галереи, специализировавшиеся на новом искусстве. Изменения во вкусах публики, отказ многих коллекционеров от приобретения академического искусства и смещение их интересов в сторону модернизма считаются главным достижением Armory Show. По словам историка американского искусства Милтона Брауна, выставка «пробила твердую стену рынка “старых мастеров” и открыла новую эпоху коллекционирования в США. Стало очевидно, что на такое искусство есть покупатели, и очень скоро появились дилеры, готовые его продавать». Новые течения европейского искусства вдохновили и американских художников, ранее связанных по рукам и ногам академической школой.

«Новая» ежегодная ярмарка Armory Show, названная в честь легендарной выставки 1913 года, была открыта в 1999 году и сегодня считается одной из крупнейших международных арт-ярмарок в мире. Она заняла ту же площадку, что и вошедшая в историю предшественница — здание арсенала 69-го пехотного полка на Лексингтон-авеню. Через несколько лет ярмарка сменила адрес и сегодня располагается на двух пристанях в западной части Манхэттена, одна из которых посвящена искусству ХХ века, а вторая — современному искусству.

Следуя традициям прошлого Нью-Йорк продолжает расширять свое «выставочное поле деятельности» привлекая в свое лоно известные европейские арт-бренды.

***

Весеннее преображение ярмарки TEFAF в Нью-Йорке

Главная европейская ярмарка классического искусства TEFAF расширяет границы: в мае галеристы из Европы и США представили в Нью-Йорке искусство ХХ века, предметы дизайна и работы современных художников

Первая ярмарка TEFAF в Нью- Йорке, прошла в октябре 2016 г.

По убеждению самых верных посетителей нидерландской ярмарки старого искусства и модернизма, TEFAF в Маастрихте, на которой ведущие специалисты предлагают тщательно отобранные произведения искусства самых разных эпох, ее вряд ли можно воспроизвести или как-то улучшить — разве что перенести поближе к ключевым центрам мировой торговли. И вот в прошлом году, объединив усилия с Artvest Partners, почтенная европейская ярмарка вышла на американский рынок сразу с двумя нью-йоркскими версиями. В этом мае, имея за плечами удачный опыт проведения первой из них, с триумфом прошла вторая 4-х дневная выставка TEFAF New York Spring.

Специально к прошедшей в минувшем октябре первой нью-йоркской TEFAF дизайнер Том Постма, отвечающий за стиль маастрихтской ярмарки, со свойственным ему тонким вкусом преобразил сумеречное пространство Арсенала, превратив его в элегантный фон для самого разного искусства, от древних артефактов до живописи импрессионизма. Даже вечно скрипящие полы удалось сделать беззвучными при помощи дополнительного настила и плюшевого коврового покрытия — изменение, казалось бы, незначительное, но его эффект был весьма впечатляющим. «В обстановке, привезенной нами, есть некоторая пышность, — говорит со основатель Artvest Майкл Пламмер, — эдакое старомодное европейское гостеприимство».

Первая нью-йоркская ярмарка (2016 год) с произведениями, созданными до 1920 года, привлекла около 15 тыс. посетителей. По полученной от галерей информации, им удалось заключить сделки на шести- и семи­значные суммы с американскими коллекционерами, сэкономившими на поездке в Нидерланды.

Весенняя ярмарка была посвящена современному искусству и дизайну, и искусству и дизайну модернизма. «Учитывая успех, который имела ярмарка старинного искусства в городе, отдающем предпочтение модернизму и современному искусству, у нас есть полная уверенность в том, что теперь, когда мы устраиваем ярмарку именно этой категории, ее посещаемость будет еще выше, а ажиотаж вокруг нее — еще больше», — считает Пламмер.

В основе списка из 92 участников лежит европейская база TEFAF с уклоном в сторону дилеров, специализирующихся на модернизме и послевоенном искусстве. Так, парижская галерея Applicat-Prazan привезла живопись Пьера Сулажа и Николя де Сталь, работы представителя новой Парижской школы Зао Ву-Ки и кубинца Вифредо Лама, а галерея Tornabuoni Arte с площадками в Италии, Соединенном Королевстве, Франции и Швейцарии предложит покупателям абстракции Энрико Кастеллани, Лучо Фонтаны и Паоло Скеджи — другими словами, на ярмарке было представлено то, ценность чего не подлежит сомнению.

Это, должно импонировать коллекционерам, которых делает еще более осмотрительными непредсказуемая политика нового президента Трампа. Пламмер признает, что недавние изменения политических и экономических условий могут «заставить людей действовать более осторожно и консервативно и присматриваться к более безопасным сегментам рынка». Тем не менее, добавляет он, «лучшие коллекционеры не уходят со своих рынков».

***

Frieze New York.

Последнее время, Frieze New York, шесть лет назад пришедшей в Нью-Йорк из Лондона, привлекает больше внимания, чем даже, не так давно отметившая столетие, ярмарка Armory Show.

 

В этом году Frieze представлял 200 галерей из 31 страны мира. Пространство было разделено на три сектора: Spotlight, Frame и Focus. Spotlight собрал 31 галерею с персональными выставками художников. Создатели этого сектора вернулись к основам, акцентируя внимание на ключевых авторах, работавших с 1960-х до наших дней, продемонстрировав редкие работы признанных лидеров авангарда.  Spotlight, можно сказать перелистал всем, казалось бы, известные страницы истории искусства в поисках чего-то нового.

 

Искусство свежее по всем параметрам было представлено в разделе Frame: здесь показали себя самые молодые художники, новые идеи и максимально незаезженные, подчас экспериментальные вещи.

Focus тоже был посвящен пульсу сегодняшнего дня, только относительно галерей. В этом разделе выступали невиданные прежде представители арт-мира: 28 участников из разных городов, от Мумбая до Рио-де-Жанейро.

По словам директора ярмарок Frieze Виктории Сиддал, нью-йоркская выставка продолжает эволюционировать и в этом году галереи подготовили беспрецедентную в плане качества и обширности программу.

В числе лидеров, как обычно, Ларри Гагосян (на этот раз он посвятил стенд Джону Каррину), Дэвид Цвирнер (выставил, в числе прочего, Уильяма Эгглстона), Мариан Гудман (показал выставку албанца Анри Салы) и другие галеристы международного масштаба, которых в арт-индустрии знают на зубок. Кроме них были интересны новички из Бразилии (Silvia Cintra + Box 4), Гватемалы (Proyectos Ultravioleta) и Норвегии (VI, VII), приехавших на Frieze впервые.

 

Материал подготовлен на основе:

Источник

Источник

Источник