Екатерина Лавриненко-Омецинская

Фотографии автора.

В Нью-Йорком сейчас ранняя весна, и сложно представить, что во Франции, начиная с середины февраля царит мандариново-мимозный рай, мощной волной разлившийся по всему Лазурному берегу. Кажется, сама природа, сбросившая с себя промозглую сырость холодных месяцев, в угоду радостному оживлению солнечных деньков создала живописные декорации для шумных карнавалов, которые за без малого три недели собирают тысячи туристов и местных жителей. 

Несколько лет назад мне посчастливилось, вырвавшись из киевской февральской стужи, ощутить дыхание весны, оказавшись в Ницце – эпицентре праздничной стихии Французской Ривьеры. Что там венецианский карнавал, пытающийся обмануть зимнюю зябкость, спрятавшись под маску аристократического великолепия исторических костюмов. Или гротеск политических шествий Виареджо. Или грубоватый юмор немецких, равно как и бурное веселье голландских празднеств, своей вседозволенностью компенсирующих чопорность и кастовость обычных устоев. Что ни говори, восходящие к римским сатурналиям местные карнавальные традиции прежде всего сильны духом античного жизнелюбия, приправленного чисто французскими изяществом и шармом.

Карнавальные страсти Лазурного берега 

Языческое начало в карнавалах весьма сильно, несмотря на то что само название связано с Великим постом перед Пасхой, когда церковные каноны запрещают употребление мяса. Парадоксально, что весьма прозаичный дословный перевод слова «карнавал» – «прощай, мясо» – связан не с робким смирением плоти, а наоборот, с предельным фонтанированием эмоций и безудержным всеобщим разгулом. Впрочем, это свойственно не только католическим обрядам встречи весны, но и православным обычаям прощания с зимой под общим названием «Масленица».


Карнавал в Ницце насчитывает более семи веков. Пройдя весьма длинный путь, постепенно он изживал черты простонародного бурлеска и под влиянием респектабельного Венецианского приобретал великосветский оттенок, проникнув даже в салоны знати. С присоединением в 1861 году Ниццы к Франции мэрия решила взять его под свое покровительство, придав ему более престижный характер созданием специального Карнавального комитета, утвердившего незыблемые с того времени ритуалы. Опять же, не зря. Ведь надо же как-то привлекать туристов в межсезонье. Именно тогда было положено начало чествованию сделанного из папье-маше гигантского, в несколько этажей, Короля карнавала, которого в последний день торжественно сжигают под всплески огней фейерверков. Словом, все как у нас на Масленицу, только с гораздо большими размахом и красочностью.

 

На поле цветочной битвы 

Ежегодные феерические празднества в Ницце, традиционно проходящие под знаком цветочного буйства, – прекрасный пример такого слияния спонтанного языческого веселья и христианских прописных ритуалов.

Карнавальной стихии здесь подчиняются все – от едва вставших на ноги малышей до бодрящихся пенсионеров. Нечего говорить о том, что в эту круговерть царящего на улицах оживления, променадных шествий и фантастического декора вовлекаются толпы туристов, которые с началом весны специально, а иногда и регулярно, приезжают сюда, чтобы на целый год запастись радостным ощущением пробуждающейся от зимней спячки природы. Длящийся почти месяц карнавальный марафон строго регламентирован устоявшейся традицией уличных променадов, которые представляют собой весьма любопытное зрелище. Вроде бы, и не крестный ход, но и не разгул толпы, как в Бразилии или даже в Кельне. Все красочно и броско, но вместе с тем изящно и в основном благопристойно. 

Это прежде всего относится к коронному номеру репертуара празднеств – Битве цветов, когда набережная города Променад дез Англез превращается в гигантский подиум. 

Огромная фигура Короля карнавала открывает шествие, приглашая очаровательных красавиц, устроившихся на движущихся платформах среди шикарных цветочных композиций, к церемониальной раздаче букетов. И хотя эти головокружительные сооружения, особенно в нижней части, чем-то напоминают катафалки, взгляд, устремляясь к небу, находит удовлетворение в созерцании не только изощренно богатого цветочного изобилия, но и не менее привлекательных роскошных нарядов стюардесс. Доставая из огромных корзин букеты, они с изяществом принцесс благословляют толпу. Для многочисленных зрителей на трибунах это только сигнал к тому, чтобы с азартом лихих футбольных вратарей принять в протянутые руки связки мимоз и гербер. Когда заканчиваются заготовленные запасы, в ход идет особо эффектный декор металлических конструкций из самых дорогих и шикарных букетов, в которых превалируют розы, гладиолусы и орхидеи.
Балетные жесты этих цветочных Золушек и броуновское движение толпы, хаотически выбрасывающей всплески конфетти или жидкого серпантина, невольно отвлекают внимание, не позволяя охватить сразу всю роскошь грандиозного парадного шествия. 

Следует отметить, что сопровождающая «Битву цветов» конфетная феерия имеет двухвековую историю. И восходит к первому карнавалу, устроенному в честь герцога Савойского Виктора-Эммануила I. Тогда, развлекая своего сюзерена, пажи в масках устраивали букетные дуэли, попутно осыпая толпу мелкими конфетками из карамельного сахара, которые на разговорном итальянском назывались «конфетти». Это уже десятилетия спустя появилось бумажное конфетти, которым в изобилии засевают во время праздников тротуары Ниццы. Кстати, в Италии до сих пор многие семейные празднования – дни рождений, свадьбы и даже получение дипломов – сопровождаются одариванием гостей изящно упакованными мешочками с засахаренным миндалем.

А какое удовольствие наблюдать за тем, как после окончания представления удовлетворенная толпа рассыпается по кафешкам и ресторанчикам, расположенным порой тут же, на пляжах. Или дробится по интересам. Вот замечательная пожилая пара, приземлившаяся на бульварной скамейке и положившая цветы рядом с собой – чтобы отдохнули. А эта дама знакомит со своим букетом любимую собачку. Впрочем, взрослые весьма прагматично относятся к своим трофеям – в большинстве случаев мужчины несут букеты, как веники с базара, почти касаясь ими асфальта.

Зато дети, как правило, в ярких карнавальных костюмах, полностью подчиняются стихии праздника, вовлекая в него прохожих инъекциями жидкого серпантина, безжалостно обволакивающего одежду и лапшой повисающего на волосах и даже на ушах. Они-то знают, что их ожидают и последующие серии карнавала, особенно чарующего своей таинственностью в ночное время, когда смельчаки ухитряются забраться не только на подвижные фантазийные платформы, но даже в пасть огнедышащего дракона. Действительно, во время знаменитых вечерних променадов, когда те же металлические конструкции, но в обновленном декоре и уже в ночной подсветке, проплывают по набережной и окрестным улицам, голова огнедышащего дракона, развлекавшего днем публику во время цветочного шествия, периодически с головокружительной высоты ниспадает на землю, под грохот выпуская из пасти очередных смельчаков.

Вообще-то сумасбродство, когда даже взрослые, пусть на несколько дней, превращаются в детей, охватывает всех – как костюмированных участников, так и толпящихся зрителей. 


Цитрусовые подиумы Ментона

Фестиваль лимонов в Ментоне, возникший почти сто лет назад в традициях цветочных карнавалов в Ницце, со временем нашел свою оригинальную нишу, привлекая туристов сказочными пазлами из тысяч цитрусовых, которыми украшают затейливые архитектурные и скульптурные композиции в городском парке Бьове, а также весьма эффектные передвижные платформы. Ничего подобного в мире вы не найдете.

Как и в Ницце, здесь устраиваются дневные и вечерние представления с билетами для зрителей на трибунах, но с достаточным доступом публики с тротуаров по всему пути процессий. Тематика фестиваля ежегодно меняется. В мою бытность на ментонском карнавале такой темой была история великих мировых цивилизаций. Днем, прогуливаясь по перпендикулярно расположенном к набережной парку Бьове среди полыхающих всеми оттеками оранжевого плодов мандариновых деревьев можно было удивляться-любоваться египетскими сфинксами, фронтонами греческих и римских храмов и мексиканскими пирамидами.

На часик-другой заглянуть в расположенный здесь Дворец Европы, в котором самый западный курорт Лазурного Берега, считающийся бесспорным лидером по выращиванию цитрусовых во Франции, не упускает возможности продемонстрировать получаемые из них разные вкусности – от конфитюров и мармелада до мясных гастрономических изысков. Неудивительно, что праздничное буйство в Ментоне часто называют самым вкусным фестивалем, на проведение которого уходит порядка 130 тонн лимонов и их оранжевых сородичей! При этом все это великолепие происходит в обрамлении ежегодного вернисажа орхидей, которое весьма удачно подчеркивает склонность французов к декоративному шику. А завершается праздник, как и в Ницце, впечатляющим фейерверком. 

От веселья до коммерции 

Нужно быть наивным, чтобы в современных карнавалах видеть просто импульсивное народное гулянье. Конечно, и для местных жителей, и для туристов, общее число которых в нынешнем году достигло миллиона, это повод для эмоциональной встряски, избавления от депрессии зимней поры и раскрепощенного выброса энергии. Даже весьма обеспеченные люди не гнушаются праздничных атрибутов толпы – всяких там масок и швыряния конфетти. А для «простонародья» это возможность поиграть во всеобщее равенство и хотя бы на время забыть о своих бедах. В этом причина живучести карнавалов, которые всегда использовались властями для выпускания социальных паров. 

Но в замешанном на коммерции современном потребительском обществе празднества еще и превращены в товар, имеющий вполне определенный денежный эквивалент. Достаточно сказать, что доступ к карнавальным шествиям не дешев. Цены билетов в среднем колеблются как в Ницце, так и в Ментоне в диапазоне от 10 и более евро – за обычный входной и 25 – за места на трибунах. Правда, закрытие фестивалей, а также некоторые другие акции проходят бесплатно. 

Но желающих поддаться праздничной стихии пока не убавляется. Ведь праздники – метафора Вечности, а Вечность еще никто не отменял.