Екатерина Лавриненко-Омецинская

Фотографии автора

Лучше бурная свобода,
чем спокойное рабство
Теодор Дезами 

В недавнем рейтинге мировых достопримечательностей, претендующих на звание «7 чудес света», США оказались представленными знаменитой статуей Свободы в Нью-Йорке, практически сразу после открытия в 1886 году ставшей символом страны. Этот выбор вполне закономерен, потому что с тех пор для многих тысяч иммигрантов она не только являлась своеобразным кодом освобождения от гнета и страданий, перенесенных ими в Старом Свете, но и обретения новых возможностей реализации своих надежд. 

Парадоксально однако то, что укрупненный в сознании американцев до масштабов мифа памятник  отнюдь не местного происхождения. Как скульптор, так и автор несущих конструкций монумента, – французы, а сам он – подарок Франции Соединенным Штатам по случаю столетия принятия знаменитой Конституции 1776 года. 

Замысел

Идея создания статуи Свободы родилась в 1865 году у группы оппозиционно настроенных по отношению к режиму императора Наполеона III французских демократов, втайне надеявшихся на падение Империи и возрождение Республики. Они с жаром одобрили скульптурную композицию молодого эльзасского ваятеля Фредерика-Огюста Бартольди, откровенно перекликавшуюся со знаменитой картиной Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады», как и с древнегреческой статуей богини Гекаты. Однако если картина была насыщена романтизмом сопротивления деспотии и являлась откровенной манифестацией революции, то женская статуя с поднятым ввысь факелом, символизировавшим свет прогресса, с холодным спокойствием декларировала ценности как Нового Света, так и Нового времени. 

Статуя греческой богини Гекаты.

А вообще-то первоначально Бартольди задумал ее в качестве гигантского сигнального маяка, который предполагалось использовать на Суэцком канале, но за недостатком средств у египетского правительства не был реализован. Однако факел, кроме чисто утилитарного, имел еще и просветительский смысл, демонстрируя первенство Запада в тандеме с Востоком. Сам скульптор создал свою собственную версию факела, сославшись на эпизод юности, когда во время революции 1848 года в уличных боях ему пришлось увидеть юную девушку с поднятым в руке горящим факелом. В любом случае символические реминисценции довлели над авторским замыслом. 

Поездка Бартольди в Америку в прямом и переносном смысле переменила его планы на 180 градусов. Уже в самый первый момент, прибыв в нью-йоркскую гавань, он обратил внимание на остров Бедлоу, который сразу показался ему наиболее удачным для сооружения будущего монумента. Мгновенно возникла идея символического образа Свободы, приветствующей своих адептов, – ведь по тем временам именно морские ворота Нью-Йорка открывали двери к американским возможностям большинству иммигрантов. По возвращению на родину, получив поддержку сторонников своей идеи, он в промежутках между выполнением основных заказов, попытался ее реализовать на глиняных моделях, постепенно наращивая их размеры. Некоторые из них мне удалось сфотографировать при посещении музея Бартольди в его родном городе Кольмаре.

Первоначальные модели Статуи Свободы. Музей Бартольди в Кольмаре.

Преодоление технических препятствий

Однако по мере придания замыслу черт грандиозной монументальности его воплощение из художественного постепенно превращалось в технический. Инженерные проблемы установки статуи, действительно, были весьма существенными, так как гавань в Нью-Йорке довольно часто подвергалась ураганным ветрам, а предполагавшиеся гигантские размеры фигуры, у которой верхушка факела должна была находиться на высоте 93 метров, разумеется, требовали повышенного внимания к надежному закреплению несущих конструкций. На ум приходила судьба Колосса Родосского, простоявшего всего полвека и это при высоте 36 м.

Первоначально предполагалось обеспечить устойчивость, частично утяжелив полую конструкцию фигуры песком. Но это был вариант предыдущих эпох. Индустриальная эра открыла новые возможности. К счастью, решение возникших проблем удалось осуществить благодаря гению еще одного создателя монумента – Гюстава Эйфеля, который, хотя на тот момент еще и не был прославлен своей знаменитой башней, но уже имел репутацию неординарного строителя-новатора, участвовавшего во многих солидных и необычных архитектурных проектах по всему миру, весьма эффективно применяя новые методы монтажа.  Более всего зодчий прославился на тот момент как мостостроитель, умевший преодолевать нестандартные ситуации с учетом всевозможных метеорологических и гидравлических факторов. 

Эйфель создал легко прочную конструкцию на стальном внутреннем каркасе.

Именно Эйфель разработал уникальную стальную конструкцию с общим колоссальным весом в 225 тонн, опирающуюся на проходящий через всю статую центральный столб, удерживающий каркас, на котором впоследствии установили медную оболочку, весившую при толщине всего 2,5 мм 31 тонну. Высота собственно самой фигуры достигала почти 50 м, соотносясь с масштабами Триумфальной арки в Париже, а предложенная инженерная арматура позволяла как надежно сохранять равновесие фигуры, так и устойчиво поддерживать отдельные фрагменты, масштабы которых сами по себе впечатляют. В частности, длина державшей факел руки доходит почти до 13 метров, а один только указательный палец достигает двух с половиной метров, ширина же рта составляет целых 90 сантиметров. 

К началу 1884 года работа над статуей была завершена. Поскольку именно устойчивость ее внушала самые серьезные опасения, внутри была смонтирована лестница и осмотр предполагал знакомство с внутренними конструкциями. В течение трех месяцев парижане, среди которых был и Виктор Гюго, имели возможность оценить это «восьмое чудо света», как ее называли уже тогда.

Финансовая организация проекта

Психологическая привлекательность свободы неотразима, прежде всего потому, что разум не может предвидеть собственный прогресс.  Алексис Клерель де Токвиль.

После решения технических проблем на повестку дня выступили проблемы финансовые. Средства собирались в обеих странах с учетом национальных особенностей. В частности, в 1875 году в Париже было опубликовано обращение к общественности, призывавшее отметить столетие американской независимости и роль Франции в ее завоевании сооружением монумента. Именно тогда впервые прозвучало официальное название памятника: «Свобода, освещающая мир». Это послужило началом кампании по привлечению влиятельных кругов для сбора средств. В Париже повсеместно устраивались банкеты, концерты и светские рауты, к участию в которых были привлечены не только деятели культуры и искусства, в частности Александр Дюма и Жак Оффенбах, но даже президент Франции. В Опере состоялось исполнение оратории Шарля Гуно, специально посвященной монументу. 

Следующим этапом стала легализация самой политической акции. Прежде всего во Франции была проведена официальная церемония, на которой памятник был преподнесен послу США как дар страны американскому народу. Параллельно в Америке в основание будущего монумента была замурована капсула с вложенным в нее экземпляром Декларации независимости и медальонами с портретами американских президентов. Не забыт был и скульптор Бартольди.

В 1878 году на международной выставке в Париже была выставлена голова статуи. Можно было подняться внутрь головы и посмотреть из окон, расположенных в короне.

Однако подчеркнутая ритуальность подготовки к установлению статуи не всегда спасала от откровенной нехватки средств, в результате которой начало работ затянулось до начала 1884 года, когда, наконец-то, приступили к бетонированию фундамента. А тем временем в Париже Бартольди и его помощники размонтировали фигуру, разместив ее более, чем в двухстах ящиках. И уже весной следующего года парусный военный корабль «Изер» пересек Атлантику, доставив драгоценный груз в нью-йоркскую гавань. А пьедестала все не было. К счастью, сам факт прибытия груза в сопровождении нескольких кораблей, встреченных залпами пушек, музыкой и толпами возбужденных нью-йоркцев, поднял немалый ажиотаж, который произвел должное впечатление на американскую публику. Недостающие средства были собраны, что дало возможность теперь уже американскому архитектору – Ричарду Моррису Ханту –  закончить сооружение 47-метрового постамента.

Статуя Свободы благословляет Америку

Наконец, все трудности остались позади. На праздничные торжества по случаю открытия монумента прибыли президент США Кливленд в сопровождении государственного секретаря и главнокомандующего войсками федерации. Разумеется, присутствовали все министры и дипломатический корпус. Особым почетом была окружена французская делегация. Под возгласы восхищения и залпы пушек было сорвано покрывало. Публика была потрясена, несмотря на то, что из-за плохой погоды пришлось отменить парадный фейерверк. Впрочем, полное осознание значительности события пришло несколько позже. Так, в течение некоторого времени «Свобода, освещающая мир» сама оставалась вечерами и ночами неосвещенной, ибо Конгресс не предусмотрел на это ассигнований.

28 октября 1886 года, под грохот канонады состоялось открытие самого знаменитого памятника Север­ной Америки. Ревели сирены и состоялся первый в Америке парад. Картина Эдварда

Хотя с самого начала статуя создавалась как некая материализованная декларация, ее семиотический подтекст был расшифрован и усвоен не сразу. И только со временем пришло понимание символического значения как всей фигуры, попирающей ногами разорванные кандалы тирании, так и отдельных деталей. Например, правой руки с факелом, освещающим иммигрантам дорогу к новой жизни, или перекликающихся с лучами головы древнегреческой статуи Гекаты остроконечных зубцов короны, означающих Свободу, распространяемую на семь континентов и семь морей. Особый смысл скульптор Бартольди вкладывал в атрибутику левой руки, держащей некое подобие скрижали с высеченными на ней датами принятия Декларации независимости и взятия Бастилии: «4 июля 1776 года» – «14 июля 1789 года». Ведь для всех квинтэссенцией памятника была идейная связь этих событий между собой.

«4 июля 1776 года» – «14 июля 1789 года»

Во время открытия монумента на пьедестале не было никакой надписи, но мысль о том, что ее необходимо сделать, неоднократно высказывалась. Наконец, воодушевленная образом Свободы поэтесса Эмма Лазарус создала поэму «Новый Колосс», несколько витиеватые слова из которой, трактующие статую как некое благословение жаждущих «вздохнуть свободно» страдальцев были позднее высечены на основании памятника. Со временем Факел и Корону по вечерам стали подсвечивать, а в 1972 году внутри цоколя статуи открыли Музей заселения Америки, представляющий историю страны со времен индейцев до массового переселения представителей всех рас и наций в последующих веках. Таким образом, монумент Свободе приобрел подлинно интернациональный смысл, удерживая более века за собой высокий статус подлинного символа Америки.

Морана Копия статуи Свободы перед отелем-казино «Нью-Йорк» в Лас-Вегасе.

 

Статуя Свободы фантомом или феномен?

Исторические мгновения, когда свободное действие играет решающую роль, мы называем эпохальными, а его субъектов – всемирно-историческими индивидами. В обоих случаях важна свобода, без которой невозможна индивидуальность.  Ханс Георг Гадамер.

Конечно, мы сейчас очень далеки от наивной эйфории по поводу множества символов, заложенных в статуе Свободы, понимая, однако, что миф отвечает потребности человека в том, что он не может осуществить. Да и вообще, стоит ли риторически рассуждать стала или нет Статуя ложно обнадежившим фантомом. Ведь большинство из нас на исторических примерах убедилось в справедливости замечания Бертрана Рассела, высказанного в его книге «Authority and the Individual», изданной в Нью-Йорке еще в 1949 году: «Принято считать, что недостаток свободы приводит к стагнации, а ее избыток – к хаосу». Франция на опыте своей революции 1789 года слишком хорошо усвоила эту истину. И, возможно, передача статуи Свободы была, с одной стороны, благодарностью за пример упорной борьбы Штатов за независимость от Британской короны, послужившей внешним импульсом для решающей схватки с феодальными пережитками под таким привлекательным лозунгом, как «Свобода, равенство, братство». С другой стороны, не было ли это предостережением относительно возможных разочарований?  Во всяком случае, если заложенные в Статуе идеи и стали фантомами, то сама она до сих пор, бесспорно, является феноменом, тайный смысл которого еще не во всем поддается разгадке. Разве не парадокс, что общепринятый символ Америки, экспортирован из Старого Света, а не создан самим американцами? 

Статуя Свободы на острове Одайба в Токио.

Более того, нельзя не видеть и художественные просчеты статуи, которые были подмечены еще современниками. Ведь создавший ее Бартольди отнюдь не был гением, и его работа не у всех вызывала восторг. В частности, многие подметили холодность и бесстрастность трактовки образа Свободы. И практически все видевшие монумент вблизи отмечали, что Свобода «слепа», а монументальность передавалась лишь размерами. 

Весьма любопытно отношение к статуе во время агитационной кампании, затеянной оргкомитетом для дополнительного сбора средств в Америке. В 1876 году Бартольди взялся выполнять функции заместителя французского комиссара на Всемирной выставке в Филадельфии, приуроченной к столетию независимости, привезя с собой за океан модель статуи, а также ее деталь – руку с факелом в натуральную величину. Но демонстрация деталей будущей скульптуры с целью ее популяризации откровенно не удались. Рука с факелом воспринималась скептически, зрители не могли себе представить скульптуру в целом, ставя под  сомнение реальность всей затеи. Поскольку предполагалось экспонирование головы статуи на Всемирной выставке в Париже 1878 года, скептики предрекали, что «статуя Свободы будет иметь руку в Нью-Йорке, голову в Париже и ничего более где бы то ни было». Забавно, что заинтересовать американскую публику удалось совсем с другой стороны. И сделал это человек, прекрасно разбиравшийся в национальной психологии. Им оказался издатель «The New York World» Джозеф Пулитцер, который в своих передовицах   сыграл на амбициях населения, пообещав опубликовать имена всех вкладчиков, какие бы малые суммы они ни вносили. «В нашем городе, – писал он, – более 100 мультимиллионеров, любой из них может оторвать от себя сумму, которая покажется ему не более чем долларом. Они охотно растрачивают ее на спекуляции и роскошь; для иностранной балерины или примадонны их карманы всегда открыты. Но что для них значит статуя Свободы, которая напоминает им всего лишь о равенстве граждан республики?». 

Статуя Свободы на острове Одайба в Токио.

Из всего этого видно, насколько сложно и неоднозначно шла кампания по адаптации монумента к сознанию зрителей. Тем не менее, статую не только приняли в Америке, но и в Париже, где она оказалась в качестве ответного подарка уже со стороны американцев в связи со столетним юбилеем Великой французской революции, а заодно и открытием Всемирной выставки 1889 года. Кстати, к ней подоспело создание еще одного шедевра Эйфеля – его знаменитой башни. В уменьшенном масштабе – всего 9 м по сравнению с 46 м оригинала – эта бронзовая скульптура стоит лицом к Америке на крошечном островке Сены, прозванном Лебединым. Именно здесь разворачиваются многочисленные экскурсионные кораблики, курсирующие по Сене. 

Еще более любопытно сложилась судьба другой модели, связанной с фигурой Свободы, – позолоченного пламени, установленного на въезде в тоннель у моста Альма – того самого, в котором погибла Диана. Случилось это в последний день августа. Приехав же в Париж в октябре, я с удивлением обнаружила новую трактовку памятника, буквально утопленного в цветах и записках. Публика  вдруг увидела в нем полыхающее сердце «народной принцессы», стремившейся к независимости от диктата сословных правил Англии. Круг замкнулся, но уже не на государственном, а личностном уровне.  

Liberty forever

Возможно, именно поэтому созданная во Франции и США статуя не могла не стать олицетворением Нового времени, наступившего с принятием Декларации, а чуть позже и с Великой Французской Революцией, провозгласившими в качестве основного девиза право на свободное волеизъявление. И вполне закономерно в 1984 году монумент был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Не удивительно, что он приобрел статус национальной эмблемы, тиражируемой в стране множеством мини-копий, не говоря уже о реверсах монет. Порой с явно коммерческим уклоном. Так, в 1944 году для привлечения жителей Нью-Йорка к покупке военных облигаций на Таймс-сквер была установлена 16-ти метровая копия монумента. Пожалуй, самым заметным клоном, символизирующим Америку, Статуя Свободы стала в Лас-Вегасе перед отелем-казино «Нью-Йорк».

Со временем творение Бартольди в различных вариациях получило прописку во многих странах, в частности в Австрии, Германии, Испании, Великобритании, Украине, Латвии, Аргентине, Бразилии, Израиле, Перу, Мексике. Более того, даже в государствах, национальная культура которых находится вне европейских традиций, как, например, в Китае или Японии. Так, в Токио, на искусственно созданном острове Одайба, известном неординарным архитектурным ландшафтом, в 1998 году была установлена уменьшенная в четыре раза по сравнению с оригиналом копия американской Статуя Свободы, на праздничное открытие которой приезжал президент Франции на тот момент Жак Ширак. Вряд ли ее можно считать символом личностной свободы, которая не соответствует местному менталитету, скорее демонстрацией вхождения в глобальное культурное пространство. Особенностью этого монумента, мгновенно ставшего визитной карточкой современного Токио, является то, что расположение на набережной при спуске с основной платформы рельефа дает возможность обозрения ее не только с нижней точки вблизи пьедестала, но и со смотровой площадки верхнего карниза. Разумеется, я не могла этим не воспользоваться, сделав фотосессию почти на уровне пьедестала статуи. 

Один на один со  Статуей Свободы

Как бы то ни было, сама идея прославления свободы, без которой невозможна индивидуальность, весьма привлекательна. А грандиозность и размах воплощения замысла Фредериком Бартольди и Гюставом Эйфелем до сих пор вызывают восхищение у тысяч адептов независимости во всех ее формах, готовых к тому же подтвердить неотъемлемое право человека создавать вещи, соответствующие масштабам его гения.

Нет ничего удивительного в том, что после масштабной реставрации Статуи Свободы, предпринятой  к ее столетию по инициативе Президента Рональда Рейгана,  в мае этого года планируется дополнительно рядом с монументом открыть интерактивный музей, посвященный истории создания этой уникальной скульптуры.