Николай Кандышев

Американская киноакадемия уже в 90-й раз раздала свои награды. «Оскар-2018» не поразил, но приятно удивил. Во многом все победители из числа фаворитов. Поэтому логично, что лидер по количеству номинаций (13) «Форма воды» (THE SHAPE OF WATER) Гильермо дель Торо оказалась триумфатором де-факто. Мексиканский постановщик получил «Оскар» как «лучший режиссер» и за «лучший фильм». Да, зрители по вредному рефлексу ожидали очередного подвоха от организаторов. Вот только «Конвергейт» не повторился. Все правильно?! Может это не лучший фильм этого года и даже самого режиссера. Но уж больно элегантной и кисло-сладкой получилась она, чтобы не вызвать слюноотделение у большинства академиков. Почему «Оскар-2018» получился приторным, а не горьким продегустировал кинокритик Николай Кандышев.

*

Опасения относительно преобладания черных нарядов, как на недавнем «Золотом глобусе» не подтвердились. Ведущей церемонии » Джимми Киммел, уже второй год подряд заработавший это почетное право, подошел в самом начале вечера  к большой копии награды и выразил предположении, что в сложившейся ситуации «бесполая статуэтка» наиболее точнее отражает запросы гражданского общества Америки. «Символ ограниченности» окрестил он золотого исполина.

Популярный телеведущий был последователен и во многом повторил свои ключевые шутки из прошлогоднего вечера. Только в этот раз остракизму подвергся Стивен Спилберг, а не Мерил Стрип. В один из моментов Киммел не узнал режиссера, чье «Секретное досье» получило две почетных номинации.  Одна из них все той же легендарной Мерил Стрип (21-я по счету) , которую шоумен припустил в прошлом году. Ведущие «Кинопоиска», который транслировал церемонию в прямом эфире, попытались связать картину Спилберга с политическим заказом. Но подобная связь натянута. Автор «Инопланетянина», как и в «Шпионском мосту», проявил гражданскую позицию и напомнил об обязанностях американских СМИ и ответственности властей перед обществом.

Вторую коронную карту Киммел разыграл при подключении публики. Только если на 89-й церемонии люди поднялись на Олимп, то в этом году боги спустились на землю. Импровизированная делегация в составе Галь Гадот, Энсела Элгорта, Эмили Блант, Арми Хаммера во главе с Гильермо дель Торо отправилась через дорогу в соседний кинотеатр, где показывали фильм Авы ДюВерней «Излом времени». Режиссер драмы о Мартине Лютере Кинге «Сельма» стала первой чернокожей женщиной-режиссером, снявшей столь крупнобюджетный проект (103 млн. $). Эта популистская мера, вышедшая боком в прошлый раз, в этот вечер похоже оставила всех довольными. Сногсшибательная Чудо-женщина так и вовсе была седьмом небе и не хотела покидать зрителей, которые прибывали в эйфории от обретших человеческий облик богов. Пожалуй, выражение столь откровенного популизма стал разрядом дефибриллятора, оживившим затихающее пульсирование вечера.

Oscars 2018: Best moments from the 90th Academy Awards

Религиозная тема не могла пройти мимо «Оскара». Пусть и в иносказательном ключе. Ведь лидер по номинациям и триумфатор церемонии  «Форма воды» это среди прочего и история борьбы человека с высшей силой, которую в романтической сказке дель Торо олицетворяет антропоморфная амфибия. Фон в виде Холодной войны довольно четко намекает, что пора перестать играть в вершителей судеб и спуститься к простым «земноводным». В итоге академиков убедил триумфатор Венецианского кинофестиваля, который оказался органичным симбиозом «Красавицы и чудовища», «Амели» и «Создания из Черной лагуны», уступающей по своей сакральности «Лабиринту Фавна», но от этого не потерявшего милый и обаятельный флер.

Полная противоположность по жанру и подаче «Форме воды» «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri), могли потягаться в актуальности, серьезности и актуальности, если бы их режиссер Мартин МакДона родился не в Ирландии, а США. А так получилось некое отторжение частью академиков взгляда на «Одноэтажную Америку» британцем. По всей видимости, игры с обыденным злом позволяются только братьям Коэнам. Один из которых – Джоэл, присутствовал на церемонии, сопровождая супругу, несравненную Фрэнсис Макдормэнд. Актриса ожидаемо получила второй «Оскар» за лучшую роль в «Трех билбордах», где она сыграла ожесточенную мать, потерявшую веру в справедливость. Марго Робби за крайне дикую и пугающую роль фигуристки Тони Хардинг имела серьезные шансы ее обойти, но вероятно академики решили продолжить историю неудач ее персонажа до самого конца.

Oscars 2018 – Frances McDormand

Стоит им за это сказать спасибо. Ибо великолепная Фрэнсис Макдормэнд, оказавшаяся в ленте Мартина МакДоны по другую сторону баррикад, чем в «Фарго», выдала ошеломляющую по силе речь о правах женщин после вручения награды. Все актрисы, к которым она обратилась, подскакивали со своих мест и с восторгом ей отсалютовали. Слишком многое накопилось за эти году у них. Поэтому неудивительно, что открывшейся в прошлом году «нарыв Ванштейна» смог оскопить весь Голливуд. За Марго Робби заслуженную награду получила ее экранная мать Эллисон Дженни. В аналогичной номинации у мужчин вне конкуренции был Сэм Рокуэлл, придурковатый страж порядка и ангел беспорядка из «Трех билбордов». Он подарил самую сильную актерскую работу прошлого года.

Даже при всем уважении к новоиспеченному лауреату Гэри Олдману, который в «Темные времена» (Darkest Hour) Джо Райта примерил на себя сущность сэра Уинстона Черчилля. Гримеры, потрудившиеся над этим образом, также не ушли без награды. Для весьма средней работы две статуэтки – результат неплохой. Олдмэн не стал заострять внимание на значении его персонажа, а передал привет маме, которая на поверку старше «Оскара», довольно мило пообещал ей быть в скором времени дома к праздничному чаю. Правда, самым трогательным моментом вечера все же стало обращение одного из создателей короткометражного игрового фильма «Немое дитя» (The Silent Child ) к маленькой девочке, исполнившей главную роль в ленте. Автор картины обратилась к ней на языке жестов, потому что юная актриса с рождения не могла слышать и говорить, но в эти минуты смотрела трансляцию в прямом эфире.

THE SHAPE OF WATER. Sally Hawkins

Среди анимационных работ первенствовала «Тайна Коко» (Coco). Продукт студии Pixar, также ушедший в религиозный фольклор Мексики весьма своеобразно передал замысел авторов о принятии смерти и идеи об компромиссном стремлении к успеху в духе «Ла-Ла Лэнда». Но если присмотреться ничего ошеломляющего создатели «Тайны Коко» по сравнению с «ВАЛЛ-И», «Вверх», «Головоломкой» или «Хорошим динозавром» не предложили. Анимационная лента «Ван Гог. С любовью Винсент», сделанная с участием живой игры актеров и копирования работ великого мастера, виделась куда более примечательным кандидатом на победу. «Тайна Коко» преподнесла и главную неожиданность вечера. Прошитая шелковыми нитками песня «Remember me» приглянулась слуху академиков почему-то больше духоподъемного «This is me» из «Величайшего шоумена».

В одной из самых сильных номинаций «Оскара-2018» фортуна могла улыбнуться российской ленте «Нелюбовь». Один из самых заметных и точных в воспроизведении сегодняшней российской действительности  режиссеров Андрей Звягинцев мог получить золотую статуэтку. Академики хорошо помнят его ленту «Левиафан», которая также попала в число номинантов три года назад. Увы «Нелюбовь» из России была бита «Фантастической женщиной» из Чили. История о трагической судьбе трансгендера оказалась точнее по запросам времени картины о кризисе семейного института в путинской Москве.

Три другие картины  «Оскорбление» Зиада Дуэйри (Ливан), «Квадрат» Рубена Эстлунда (Швеция) и «О теле и душе» Ильдико Эньеди (Венгрия) выдающиеся работы.  Две последних стали триумфаторами Каннского и Берлинского кинофестивалей соответственно. Вот только их темы слишком элитизированы и высоки для порой узколобых академиков. В прошлом году они решили отметить замечательного Асгара Фархади за его средний «Коммовояжер» только из-за фортеля Дональда Трампа. На 90-ом «Оскаре» его вспоминали не так часто. Да и в целом политических шуток и тем было крайне мало. Джимми Киммел вероятно решил оставить только рыжего президента в покое. Даже своего заклятого врага Мэтта Деймона он упомянул лишь однажды, но очень остроумно, после того как зрителям показали видеосюжет, смонтированный из отрывков американских военных фильмов разных лет. Крайне символично, что ролик представил американский актер, индеец чероки Уэс Стьюди, которого можно было увидеть в очень важном фильме «Недруги», чья премьера состоялась на прошлогоднем фестивале в Торонто.  Телеведущий извинился перед ветеранами за наличие в видеоряде Мэтта Дэймона, который попал туда благодаря разумеется «Спасти рядового Райна».

Правда совсем без политики не обошлось. Россия косвенно прикоснулась к «золотой статуэтке. Документальный полнометражный фильм о массовом применении допинга в российском спорте «Икар» британца Брайна Фогеля обогнал всех конкурентов.  И здесь академики остались верны себе, как в плане своей политической ангажированности, так и антропоцентричной тематики вечера. Ведь Икар, сын изобретателя Дедала, согласно мифу возомнил себя равным богу и поплатился за это. Может человеку следует научиться быть человеком и твердо стоять на земле, прежде чем лететь к звездам.