[quote style=”boxed”]Решившись показать несколько фотографий замечательной певицы и актрисы Анны Нетребко, я, конечно, рискую встретиться с теми читателями, большинство из которых спросит: «Ну что еще такого нового можно узнать об этой оперной диве? Кажется, известно уже все!» И действительно, телеэфир, интернет, глянцевые журналы переполнены информацией о ней, о ее триумфальных спектаклях в самых именитых оперных театрах мира, об эпизодах ее биографии, о ее партнерах по сцене; фотографиями с отцом, Гергиевым, Путиным; с ее пятилетним сыном Тьяго и его отцом Эрвином Шроттом и даже недавними сообщениями о том, что Анна и Эрвин решили расстаться. И все же…

 

 

 

 

 

Те несколько фотографий, которые мне в разное время удалось снять, отличаются от других тем, что они чаще всего сделаны в те момены вне сцены, когда Анна не видела, что ее снимают или не обращала на это внимания. Не то что бы это была скрытая камера, нет! Просто в тех ситуациях Анна была больше занята тем, что в этот момент делает, нежели позирование фотографу: дает интервью, беседует с Рене Флеминг или просто веселится на дискотеке… Но как раз именно такие фотографии открывают в ней те привлекательные качества, которые, увы, в официальных портретах прояляются не часто: доброжелательность, непосредственность, простота в общении, полное отсутствие «звездности».

 

 

Первая опера с Анной Нетребко в главной роли, которую я слушал в Метрополитен Опера в 2006 году, была «Дон Паскуале» Доницетти. Эта постановка Отто Шенка изначально была рассчитана на блестящий исполнительский ансамбль: в премьерных показах 2006 года участвовали Анна Нетребко, Хуан Диего Флорес, Мариуш Квечень, Симон Алаймо. Яркая непосредственность и искрометная игра молодых артистов создавала красноречивую оппозицию нелепости матримониальных намерений главного героя оперы – старого холостяка Дона Паскуале.

Но при всем при том, то, что делала на сцене Нетребко, никак не укладывалось в сложившееся представление об оперной примадонне, хотя о таланте Анны я уже был наслышан. Ее молодая и красивая Норина была на редкость легка и подвижна, а свою выходную арию она пела лежа (бог мой, а как же диафрагма?) на кушетке, обнажив стройные ножки, а потом еще и делала кульбит. Я не поверил своим глазам и ушам и пошел еще раз, но никакого подвоха не обнаружил. Все последующие спектакли в Met c участием Анны Нетребко, которая пела и комические, и трагические партии, я посмотрел тоже.

А их за эти годы было немало: когда однажды на пресс-конференции Пласидо Доминго – худрука Met я спросил его о том, что самое интересное увидят зрители в очередном новом сезоне, он сказал: «Прежде всего Анну Нетребко в наших премьерах!» И действительно, три последних сезона театр начинает со спектаклей с ее участием. В этом году это был «Евгений Онегин». Анна исполняла роль Татьяны, к которой долго готовилась, и, если говорить откровенно, то только она и спасла этот в целом, на мой взгляд, не очень удачный спектакль.

Но вернемся в 2006 год. Анне немногим больше 30, она радостно купается в восходящих волнах всемирной славы, не теряя при этом обаятельности. В интервью после премьеры «Дона Паскуале», которое она дала вместе со своим партнером Хуаном Флоресом, Анна рассказала о том, с каким удовольствием работала над партией Норины, так же как и над некоторыми другими, для того времени – новыми. А уже менее, чем через год она пришла в магазин при Met, чтобы подписать меломанам, образовавшим огромную очередь, свой новый диск. Казалось, она была счастлива не меньше, чем они. Ее роли в Меt, все более сложные не только в вокальном, но и драматическом смысле, следовали одна за другой, так же как награды, звания, премии. Началась и ее благотворительная деятельность: она стала почетным членом Совета директоров американского The Russian Children’s Welfare Society (RCWS)…

Когда круизная (вокруг Манхэттена) яхта, на которой RCWS устраивала очередной благотворительный бал «Петрушка на Гудзоне», возвратилась заполночь в порт, я сходил по трапу на причал вслед за Анной. С группой своих друзей и младшей сестрой Наташей, отмечавшей на яхте свой день рождения, Анна принимала участие в этом бале. Сама она в этот вечер не пела («Примадонне тоже хочется отдохнуть и расслабиться», – ответила Анна на мой вопрос), но участников бала ожидал сюрприз: бортовое радио до дискотеки и после нее транслировало нон-стоп аудиозаписи владелицы потрясающего сопрано. Этими записями команда яхты провожала участников бала и тогда, когда они сходили на берег. Звучала озорная ария Джудиты из оперетты Легара, и я спросил Аню: «И это тоже вы?» – «Наверное, – ответила она, лукаво улыбаясь. – Иногда я сама удивляюсь – неужели это все –я?».

Зато на очередном зимнем балу «Петрушка», состоявшемся в феврале 2013 года в 48-раз, в нью-йоркском The Plaza Hotel, Анна Нетребко пела во всем блеске своего таланта, в ослепительном туалете и в окружении именитых гостей.

В Новом 2014 году 49-й бал «Петрушка» состоится 7 февраля, но мне пока неизвестно, примет ли Анна Нетребко в нем участие – график ее выходов на сцену чрезвычайно плотен. В декабре 2013 года состоялись триумфальные выступления Анны Нетребко в Berlin State Opera в роли Леоноры ( Дж.Верди, «Трубадур»), январь 2014 года она провела в любимом Нью-Йорке, но не только выходя в загавной роли в «Любовном напитке». Вместе с другими российскими певцами из Met она пришла в кабаре Le Poisson Rouge на Бликер-стрит и пела романсы Римского-Корсакова и Чайковского. А в феврале – марте выступит в Риме, где ее давно ждут, в «Манон Леско» Дж.Пуччини.

 

Хотите ее увидеть? «…Ловите миг удачи! Пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу».

Виталий Орлов

Фотографии автора.