Виталий Орлов

На сцене театра Okko в нью-йоркском Центре Искусств Барышникова (ВАС) 28 февраля 2020 года состоялась американская премьера спектакля «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева. Иван Вырыпаев – сегодня чрезвычайно востребованная фигура в театральном и киномире как на его родине в России, так и во многих европейских странах, как человек, сказавший новое слово на пути развития этих искусств. Представляя публике Ивана Вырыпаева и его группу на премьере в ВАС, худрук Центра Михаил Барышников, не скрывая своего волнения, сказал: «Такого интересного театра я давно не видел. Уверен, что новаторство Ивана Вырыпаева – драматурга и режиссера будет по достоинству оценено и в Америке».

Фотография Виталия Орлова

Нужно сказать, что когда в ВАС еще только планировали показать «Июль», то, видимо, не могли и предположить, какие с того времени произойдут чрезвычайные события в театральной России, которые, хотя и не впрямую, но коснутся этой акции…

В России спектакль «Июль», премьера которого состоялась еще в 2006 году в московском театре «Практика», вызвал серьезную полемику и неоднозначные оценки. В этом моноспектакле Иван Вырыпаев был драматургом, сценаристом, режиссером, а отчасти и актером. 

Современные критики относят творчество Ивана Вырыпаева к направлению «новая драма». 

Он родился 3 августа 1974 года в Иркутске. С трудного детства сложный характер не стал для него препятствием на пути к увлечению театром. Решив выучиться на актера, Иван, окончив школу, поступил в Иркутское театральное училище. В это время он и начал писать первые пьесы. В 1995 году, окончив училище, Иван Вырыпаев уехал в Магадан, где отработал сезон в местном театре и даже преподавал сценическое мастерство студентам в училище искусств.

Как постановщик, он стал театральным и кинематографическим открытием для культурной России 2000-2010 годов. Его популярность постоянно растет и на Западе. Его работы как режиссера неоднократно завоевывали Гран-при фестивалей «Новая драма» и «Контакт». Он становился лауреатом премий «Золотая маска» и «Триумф» и кинофестивалей в Венеции, Варшаве и Сочи. В 2009 году Вырыпаева признали лучшим драматургом в Германии.

С 2016 года Вырыпаев живет и работает в Варшаве, где он является соучредителем и директором известной театральной продюсерской компании WEDA Project.                         

Необычный по стилю и тексту спектакль «Июль» имел в целом заметный успех на российской сцене, но в давно ожидаемой премьере чего-то недоставало. И тогда, для полной реализации идеи пьесы, модернизировать спектакль взялся Виктор Рыжаков, директор Центра им. Меерхольда в Москве. Да-да, тот самый, который с 4 января 2020 года сменил скончавшуюся Галину Волчек на посту худрука театра «Современник». На счету этого хабаровского режиссера, сделавшего быструю и бурную карьеру сначала в театрах крупных городов российской провинции, потом в Москве, а затем и в Европе, несколько совместных с Иваном Вырыпаевым концептуально новых работ, созданных еще до «Июля». 

Спектакль «Июль» – это монолог от первого лица героя спектакля – немолодого мужчины, –  исполненный актрисой-женщиной. В Москве это была Полина Агуреева, вторая жена Ивана, а в Варшаве – Каролина Грушка, третья.

В ВАС была  представлена версия «Июля», поставленная, в основном, Иваном Вырыпаевым в 2009 году в Варшавском театре имени Тадеуша Ломницкого. 

Американская премьера «Июля» с актрисой – это новая постановка пьесы с оригинальной музыкой в исполнении композитора Яцека Едрасика вживую. 

В Нью-Йорке спектакль показан на английском языке.  

«Герой» спектакля не стеснен ненормативной лексикой садиста-убийцы, который в прямом смысле «собаку съел», заколол соседа, открутил голову бомжу под мостом, разрезал на мелкие кусочки давшего ему приют священника, а потом стал и вовсе каннибалом: съел медсестру в больнице, причем съел от любви. 

Волей-неволей в сознании возникает характер человека и представляется его жизнь, увиденная в кривых зеркалах маниакального сознания. На самом деле, «герой» «Июля» – это не человек, это провидение. Это схватка со своим внутренним Я, когда все страхи и желания моего «Я» сливаются в единое целое, в единую сущность, в демона, разрушающего меня. А после разрушения возрождается нечто новое. И снова – познание себя.  

В спектакле актриса не «проживает» текст, а исполняет его как чтица. Первые несколько минут она просто декламирует, будто стоит на воображаемых котурнах в старинном многоярусном театре. «Июль» звучит у нее как музыка, нотам которой не хочется подбирать облеченный в форму высказывания смысл. Когда вязь литературной ткани требует паузы, меняется свет, актриса на несколько секунд отступает назад. На крутых поворотах монолога звук из «локального» переходит в заполняющий все пространство зрительного зала. Текст, который по ошибке можно принять за выкрик отчаяния, исполнен как современная поэма.
Это тот редчайший пример воплощения современной прозы (пьесой в строгом смысле «Июль» не назовешь) на сцене, когда театр не отжимает из литературы сюжет и не выставляет речь как оружие. Он проявляет текстовый поток, который в «Июле» не поступательный, а циклический.

Во второй половине спектакля режиссер словно слегка отпускает актрису – резче поворот головы, чуть более свободны жесты и менее «торжественно» платье, а клубы «тумана» красивыми клочьями повисают в узких снопах театрального света. Сделано это, впрочем, не для того, чтобы дать актрисе покрасоваться или вознаградить зрителя красивыми  картинками за терпение. Это просто способ выжить, ведь из путешествия по кругам текста-ада и текста-лабиринта нужно же, в конце концов, выйти на волю. К ней и выводит этот «Июль» – незаурядный спектакль, показанный одной актрисой с единственной декораций, отдаленно напоминающей сгоревший в пожаре дом главного «героя».  Актриса кино и театра Джордан Роуз Фрай родилась в 1992 году в Нью-Йорке, выросла во Франции, а в 18 лет переехала в Россию.

 В 2016 году Джордан окончила Школу-студию МХАТ, на курсе Виктора Рыжакова.   

Сразу после окончания Школы она поступила в репертуарную театральную труппу Рыжакова, где выступила в нескольких спектаклях. Еще она играла в «Siri» режиссера Алексея Кузьмина-Тарасова на сцене Центра им. Мейерхольда,  в капустнике режиссера Казимира Лиске в «Практике», где артисты разных московских театров и музыкальных ансамблей на католическое Рождество традиционно устраивают концерт, в котором исполняются теплые американские и российские рождественские шлягеры.

Джордан снялась также в фильме режиссера Антона Мегердичева «Движение вверх» (2017), ставшего самым кассовым российским фильмом в истории, перешедшим рубеж в 3 миллиарда рублей по кассовым сборам в кинопрокате России и стран СНГ, и  в фильме Григория Добрыгина «Sheen667», который  выйдет на экран в марте 2020 года.

В американском спектакле «Июль» Джордан проявила себя великолепной актрисой, точно передающей замысел автора и постановщика, которая в течение более часа сумела представить, пусть и отстраненно, но очень рельефно, самых сложных персонажей пьесы.

В коротком интервью после премьеры я спросил Ивана Вырыпаева:

– Ваша пьеса написана, скажем так, специфическим русским языком, изобилующим непереводимыми и часто неподцензурными оборотами. Как вы считаете, в переводе на английский язык текст сохранил свою идентичность?

– Я должен, прежде всего, поблагодарить театр Okko и Михаила Николаевича Барышникова за желание помочь и профессионализм, с которыми они отнеслись к идее моей постановки «Июля» в Америке. Я встретился с огромной доброжелательностью и пониманием. Что касается перевода на английский язык, считаю, что он сделан американской переводчицей блестяще и полностью идентичен оригиналу.

Актриса Джордан Фрай, кстати сказать, без всякого акцента отвечая на мои вопросы по-русски, сказала, что с большим воодушевлением работала над американской версией «Июля». Она знакома с актрисами Полиной Агуреевой и Каролиной Грушкой, но  их спектакли преднамеренно не смотрела, чтобы не было соблазна в чем-то их копировать. По-русски она эту роль не играла, но проблематика пьесы, как ей представляется, интернациональна: в наше время психологическая нагрузка на молодых людей во всем мире настолько велика, что требует ее серьезного осмысливания в искусстве, и театр способен это сделать наиболее динамично. 

Центр Искусств Барышникова уже не раз приглашал на свою сцену с их спектаклями талантливых российских режиссеров Петра Фоменко, Константина Райкина, Льва Додина. Спектакль Ивана Вырыпаева «Июль», поставленный в данном случае американским театром, займет достойное место в этом ряду.