Ольга Смагаринская

Что общего между паркой от Демны Гвасалия для Баленсиаги, водолазными костюмами от кутюр и старинной эскимосской одеждой для  ритуала погребения? Эти и другие экспонаты выставки “Expedition. Fashion from the extreme (“Экспедиция. Мода из экстрима”) в Музее Института моды и технологий в Нью-Йорке демонстрируют, как одежда, изначально созданная для экстремальных условий жизни, различных экспедиций от полетов в космос до погружения в океанские глубины, стала источником вдохновения для дизайнеров и необходимой частью гардероба для всех нас.

Идея этой выставки, по сути, первой полномасштабной выставки на подобную тему, возникла у куратора Института Патрисии Мирс (Patricia Mears), когда она просматривала коллекцию Altuzarra 2011 года. “Я была удивлена, как шикарно выглядят модели в таких утилитарных, на первый взгляд, вещах, как парки”, – говорит она. Именно эти парки, с так называемыми“рыбьими хвостами”, которые закрывают низ тела от холода и которые при желании можно завязать узлом спереди, надевали американские солдаты во времена корейской войны, они и вдохновили Альтузарру  на коллекцию. Образ прекрасной Кейт Мосс, надевшей парку еще в начале 2000, после чего та, конечно же, стала культовой одеждой всех модниц, также вдохновлял дизайнера, когда он создавал свою коллекцию.

“Мне стало любопытно, как одежда, предназначенная не то чтобы для жизни, а для выживания, стала такой модной и востребованной”, – рассказывает Патрисия Мирс, и так начался ее двухлетний проект, итогом которого получилась выставка, насчитывающая около семидесяти экспонатов, взятых из коллекции самого Института моды и технологий, а также из различных музеев Нью-Йорка, Лондона и частных коллекций.

Парки уже были модными однажды, в середине 50-х., именно в ту эпоху дизайнеры стали все чаще и чаще обращаться за вдохновением к одежде, предназначенной для жизни или экспедиций в экстремальных увловиях. Свое изначальное происхождение парка ведет из Арктики, и, хотя выставка об этом не упоминает, возможно, именно народы русского севера когда-то придумали этот элемент одежды, недаром в словаре Даля раскрыто значение данного слова. Путешественники и исследователи Арктики позаимствовали удобную и теплую парку у коренных народов севера, затем она, в буквальном смысле слова, служила на войне, пока не стала модной среди субкультуры панков и модов, и наконец, не нашла свою нишу в массовом производстве.

Другой, один из самых старых экспонатов выставки, (ему более 100 лет), бережно выставленный под стеклом, есть некий прообраз, скорее уже не парки, а дубленки из России. Подписана она как “туника из Сибири, в которой хоронили умерших”, и для выставки ее предоставил Музей естествознания Нью-Йорка.

Выставка “Экспедиция. Мода из экстрима” – гармоничный союз красивых вещей, старинных преданий, достоверных исторических фактов и научных открытий. Прогуливаясь по небольшой галерее с экспонатами, узнаешь для себя новое не только про историю костюма, но и о героических эпохах освоения Арктики, океана и космоса.

До 60-х годов двадцатого века почти не существовало одежды, вдохновленной темой Арктики, но в те годы дизайнер Мадам Гре начала создавать  лыжную одежду, напоминающую обмундирование путешественников на северный полюс, а также повторяющую мотивы эскимосской одежды. Придуманные ею брюки из шерсти волка, которые рекламировала на страницах “Вог” культовая модель Верушка, находятся рядом с самим источником вдохновения – костюмом начала 20 века из шерсти белого медведя. Такой  костюм надевал в эскпедицию на северный полюс знаменитый афро-американский путешественник Мэтью Хэнсон.

Совсем недавно думала, как было бы красиво, если бы глянцевый журнал задумал фотосъемку среди арктических айсбергов – только представьте: это бесконечное, безлюдное белое пространство, проплывающие мимо, словно дворцы Снежной Королевы, ледяные айсберги, и посреди этого- модели в необычных нарядах. Однако, такое уже случалось – оказывается, и “Вог”, и “Харперс Базар”, вдохновленные темой Арктики, отправляли фотографов и моделей на съемки в снежно-ледяное царство. Несколько таких фотографий Джона Кована 1964 года кураторы выставки поместили на свой пресс-релиз – фотографии завораживают нездешней красотой. Современные дизайнеры Джон Гальяно, Йоджи Ямамото, уже упоминавшийся Альтузарро и Карл Лагерфельд для Шанель продолжают тему нарядов от кутюр, вдохновленных Арктикой и севером.

Организаторы выставки не забыли подчеркнуть, что в наш век экологических катастроф особенно важно уделять внимание защите природы, и если народы севера вынуждены были (и мало что изменилось до сих пор) использовать натуральный мех и кожу животных для выживания в экстремальных условиях холода, то современные дизайнеры не должны слепо копировать их образцы. В этом смысле, Лагерфельд, использовааший искусственный мех для коллекции 2010 года, вдохновленной Арктикой, показателен как идеальный пример.

Рядом с двумя парками из коллекции Альтузарро – дутые куртки и пальто от известного американского бренда  Эдди Бауэр. В 1935 году этот дизайнер впервые запатентовал одежду с подкладкой из гусиного пуха. Сам Эдди Бауэр имел в своей родословной русско-германские корни, а его дядя, говорят,  был казаком в царской армии. “Пока я не начала заниматься этой выставкой, я и не знала историю дутых пальто, в которых мы все сейчас ходим”, – рассказывает куратор. Англо-американский дизайнер от кутюр, Чарльз Джеймс, тремя годами позже, в 1938 году создал короткий вечерний жакет из белого шелка с подкладкой из гусиного пуха – и с него принято начинать отсчет пуховиков высокой моды. Этот старинный жакет был привезен на выставку в Нью-Йорк из лондонского музея Виктории и Альберта.

Пальто и куртки на гусином пуху стали особенно популярны после того, как в 1953 году,  альпинисты Эдмунд Хиллари и Тензинг Норгей, первыми покорили Эверест. Все, связанное с альпинизмом, в том числе, одежда, стали вызывать интерес и вдохновение. В 70- годы уже и бренды высокой моды, и производители одежды для экстремальных видов спорта, вовсю шили различные дутые пальто и пуховики. Дутая куртка в золотых тонах от Томми Хильфигера 90-х, которую можно увидеть на выставке, была очень популярна среди представителей направления хип-хоп. Также среди экспонатов  – культовое пальто-спальный мешок от Нормы Камалли , различные копии которого стали особенно популярны в последние пару лет. Как гласит легенда, Норма поехала в лес на кэмпинг, по ночам там уже было холодно, а ей приходилось частенько вылезать из теплой палатки в туалет. Совсем продрогнувшая, она решила завернуться в свой спальный мешок и так и шла по лесу, мечтая, чтобы к мешку для удобства и тепла  были пришиты рукава – эту идею она потом креативно и успешно претворила в жизнь.

 

Рядом с пальто-мешком на  подмостках выставки красуется дутое пальто off – the-shoulder коллекции 2016 года от Демны Гвасалия для Баленсиаги – реально хочется снять его с манекена и утащить в свой гардероб к предстоящим холодам.

Тематически выставка поделена на четыре сегмента: горные экспедиции, Арктика, космос и изучение подводного мира. Отдельно от основной галереи выставлена одежда для сафари- тема, давно уже вдохновляющая дизайнеров и модниц. На выставке она представлена костюмом 1916 года от Аберкромби и Финч и знаменитой длинной рубашкой со шнуровкой и ремнем от Ив Сен Лорана 60-х годов 20 века.

Знали ли вы, что Александр МакКуин был заядлым скуба дайвером? Культовый дизайнер любил  нырять на дно морское где-нибудь на Мальдивах, наблюдая за редкими видами рыб и заодно набираясь идей для своих новых коллекций. Одна из них, коллекция 2010 года “Plato’s Atlantis”, как можно понять из самого названия, посвящена подводному царству. Дафна Гиннесс,наследница знаменитой империи, модельер и светская львица, предоставила для выставки два платья из своей частной коллекции, их принты напоминают узоры каких-то диковинных и редких биолюминисцентных морских жителей, которых сам МакКуин разглядел на большой глубине и был, по всей видимости, очень ими впечатлен.

 

В 60-годы, когда возник интерес и к Арктике, и к покорению горных вершин и космоса, не менее популярными в глянцевем мире были и съемки моделей с масками, ластами и в очках для подводного плавания – это была дань ставшим тогда популярными серфингу и скуба дайвингу . К концу 80-х многие дизайнеры стали работать с неопреном и другими синтетическими материалами, в том числе, и непосредственно использовать ткань, из которой делают водолазные костюмы. Ярко-розовое платье из неопрена от Донны Каран и черное пальто из того же материала от Джанко Кошино, а также костюмы от Версаче и Тома Брауна и жакет Карла Лагерфельда, который в свое время украшал обложку Вог, посвящены подводной стихии и демонстрируют, как даже такие, казалось бы, не годящиеся для подиума материалы и силуэты, как синтетические wet costumes могут стать одеждой от кутюр.

В самом центре выставки выстроен проект космического корабля, вдоль его орбиты и внутри- наряды, которым позавидовал бы любой стильный астронавт и даже сама марсианка Аэлита. Интерес к теме космоса проснулся у дизайнеров, как не сложно догадаться, тоже ближе к 60-м годам, сразу после запуска первого советского спутника. Особенно популярной эта тема была у молодых французских модельеров Пако Рабана, Пьера Кардена и Андре.Курреж. .Мини юбки и комбинезоны из металлических тканей, с обработкой из пластика, короткие яркие платья-трапеции с вырезанными геометрическими фигурами посередине – такие модели отличались от кутюрного мейнстрима тех лет. Более современные костюмы от Хельмута Ланга и Хуссейна Чалаяна также вдохновлены идеей освоения космоса. А вот кажется, фотосессий на Луне или Марсе еще не делал никто, дарю идею – это был бы воистину космический проект.

Отправляясь теперь в экстремальные экспедиции на Эверест,  Марс, на Северный полюс или в глубины морского дна, помните,  что и там можно быть одетым согласно обстоятельствам, но в то же время, стильно и модно.

Дизайн одежды – не просто и не только фантазия, взявшаяся из ниоткуда. Мода всегда чутко реагирует на современные технологии и на окружающую действительность, и связана с наукой больше, чем кажется на первый взгляд. Многое из того, что мы носим в повседневной жизни или видим на модных показах, изначально создавалось для выживания в экстремальных условиях. Об этом и о том, как человеческое воображение способно скрестить такие разные субстанции, как утилитарность удобной и функциональной одежды и индивидуальность и красоту изделий от кутюр – думаешь, гуляя среди экспонатов выставки “Экспедиция. Мода из экстрима”.