6x4eloml_3749[2]

Шарж на И. Бродского, работы М. Беломлинского, начало 60-х, на котором Бродский пририсовал ангелочков. Фото Наташи Шарымовой. 2013, Нью-Йорк

 

 

Юля Беломлинская о своем отце,
художнике Михаиле Беломлинском

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

София Лорен

София Лорен

 

Я люблю 60-е.
Я родилась в 60-м.
У двух «шестидесятников».
Только тогда мои мама и папа еще не знали что они «шестидесятники»,
Поколение очередной российской оттепели, на этот раз в советской России.
Поколение которое еще назовут «дети 20-го сьезда».
Шестидесятников будут превозносить и хулить.
О них будут спорить.
Примкнувший к шестидесятникам Булат Окуджава
Напишет стихи:

…«Шестидесятники развенчивать усатого должны,
и им для этого особые приказы не нужны…»

а в конце стихотворения такие строчки:

…«Шестидесятникам не кажется, что жизнь сгорает зря:
они поставили на родину, короче говоря.
Она, конечно, в суете о них забудет,
но ведь она одна. Другой у них не будет.»…

Мне нравится это стихотворение.
Нравятся мои молодые и красивые мама и папа.
Нравиться год, в котором я родилась – 1960.
В том году Гагарин полетел в космос.
И весь мир этому почему то обрадовался.
Было какое то общемировое ликование.
И были уже такие понятие как мировое ликование.
Появились вещи – общие почти для всех.
Впервые в 60-х.

1505062_10202601763907415_67920042_n

Жан Маре

60-е начались в 1955-м
после «Венгерских событий»
а кончились в 1968-м
«Чешскими событиями»…
Между двумя такими грустными событиями
Пролегли веселые, полные надежд 60-е.
В те годы происходили чудеса.
Первым чудом – еще до полета человека в космос
Было падение нашей российской железной занавески.
Сперва в ней появились прорехи
И сквозь эти прорехи в советскую Россию стали прилетать
Разные интересные люди, вещи и явления…
Например кино.
До этого всякое иностранное кино – про иностранную жизнь
Называлось «трофейные фильмы».
На них так и писали: « «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году».

 

Трофейные фильмы были как бы анонимными.
В титрах не писали, кто авторы фильма,
какие актеры исполняют роли, в какой стране фильм снят.
Писали для всех общее: «зарубежный фильм».
Первые «трофейные фильмы» появились еще в 1939-м.
После раздела Польши.
Но основная волна «трофейных фильмов» прошла в 1948-м –
через три года после окончания войны.
Тогда будущие шестидесятники были еще подростками.

 

И вот Бродский навсегда воспел трофейные фильмы в своих

994432_10202601856989742_1789014888_n

Одри Хепберн

«Сонетах Марии Стюарт»
«…В конце большой войны не на живот,
когда что было, жарили без сала,
Мари, я видел мальчиком, как Сара
Леандр шла топ-топ на эшафот.
Меч палача, как ты бы не сказала,
приравнивает к полу небосвод
(см. светило, вставшее из вод).
Мы вышли все на свет из кинозала,
но нечто нас в час сумерек зовет
назад, в “Спартак”, в чьей плюшевой утробе
приятнее, чем вечером в Европе.
Там снимки звезд, там главная — брюнет,
там две картины, очередь на обе.
И лишнего билета нет.»

Но вот наступили иные времена.
Не стало Усатого. Затрещала железная занавеска.
Ее пробили первые клювы.
Длинные такие еврейские и итальянские носы…

Первые ласточки, проклюнувшие железный занавес были специальные люди.
Они были или коммунисты, или социалисты,
или Потерпевшие.
То есть Жертвы расизма фашизма и апартеида.
У нас такие плакаты висели :
НЕТ ФАШИЗМУ, РАСИЗМУ И АПАРТЕИДУ!
Это мое поколение еще застало.
Причем что такое АПАРТЕИД никто из нас не знал.
Хотя мы догадались, что это что-то вроде фашизма и расизма.
Но вот я специально посмотрела в Википедии что это такое.
Это вот что:
Апартеи́д, апа́ртхейд[1] (африк. apartheid — «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) — официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года — Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией.

1146454_10202601764947441_451136003_n

Ив Монтан

В категорию «потерпевших» легко попадали евреи.
Например, Ив Монтан и его тогдашняя жена Симона Синьоре.
«Ив Монтан – Иво Ливи, потомок сефардских евреев, родился 13 октября 1921 года в итальянском городке Монсуммано-Терме.»
«В молодости Монтан культивировал образ «поющего пролетария»: частые герои его песен — дальнобойщик, солдат, сезонный рабочий, боксёр.»
Симона Синьрре (Симона Каминкер), француженка из польских евреев

И клоун-мим Марсель Марсо (Марсель Манжель) – тоже из польских евреев.
«Во время второй мировой войны был вынужден бежать с семьей, участвовал в Сопротивлении. Большинство его родственников, в том числе родители, погибли в Освенциме.»

Еще «Жертвами фашизма, расизма и апартеида» – считались все негры.

Поэтому первыми приехали, например, из Америки негры с джазом.
Зимой 1955-1956 – года американская негритянская труппа «Эвримен опера» привезла в Москву и в Ленинград «Порги и Бесс» Гершвина.
Вот здесь – замечательный рассказ о пребывании труппы в зимнем Питере
С множеством фотографий.

Из этого текста я узнала о том, что с ними тогда приехал
и писатель Трумен Капоте. И о том, что билеты продавались
на Большой Конюшенной, где я сейчас живу.
Только тогда она называлась улица Желябова…

Тогда же зимой 1956-го года на гастроли в СССР приехал
«Потерпевший» Ив Монтан и его жена «потерепевшая» Симона Синьоре
вот удивительный фильм, снятый в 1957-м
Сергеем Юткевичем: «Поет Ив Монтан СССР».

в этом удивительном фильме показывают концерты Ива Монтана
в советской России
и в театре, и на стадионе, и на заводе, и в деревне пред дояркми и механизаторами…
Марсель Марсо, потерявший всю свою семью в Освенциме
и потому потерпевший без иронических кавычек – приехал к нам в 1957-м.
Причем сперва только в Ленинград. А в Москву уже позже в 1961-м.

1480611_10202601832389127_1093324791_n

Збигнев Цибульский

Первые нетрофейные, неанонимные фильмы, прилетевшие к нам
были французскими.
Первая Неделя французского кино проходила
В Москве и в Ленинграде
в 1955-м году с с 17-го по 23-е октября
15 октября в СССР приехала делегация кинематографистов Франции.

Потом были итальянцы.
К 1956-му году
там, в Италии, все кто не фашисты
– то есть полстраны примерно,
все традиционно были коммунисты.
Фашисты там были не совсем такие, как у Гитлера.
Но и коммунисты были не совсем такие, как у нас.
Гораздо левее наших.
Но все равно, они нам подходили.
Неделя итальянского кино
В Питере проходила с 18-го по 25 октября 1956-года.
Через год после Недели французского кино.
Папе в это время было 22
Маме – 20
Мне – минус 4
Ну, можно сказать, я ее почти застала.
С Неделей итальянского кино приехали итальянские «киношники».

Ну вот, представьте себе – сколько всего
опрокинулось на поколение шестидесятников
в короткий период между 55-м и 57-м годами.
Они увидели Жана Маре, Жерара Филиппа, Джину Лолобриджиду
Джульетту Мазину, увидели «Порги и Бесс»
Увидели «Дорогу» Феллини, увидели Марселя Марсо…

А потом в июле 1957-го в Москве прошел
всемирный фестиваль молодежи и студентов.
Вот тут кадры хроники, снятые на фестивале

1604486_10202601969192547_1467468343_n

А потом в 1958-м в Москве прошел первый международный конкурс имени Чайковского.
Победителем конкурса стал молодой американский пианист Ван Клиберн.
И папа нарисовал его с натуры, встретив в ресторане.
Вот тут можно увидеть как он играет в Москве

 

А потом 1963-м приехала Марлен Дитрих
и моим родителям довелось с ней ужинать.

А потом приезжали художники.
Прогрессивные художники – друзья Советского Союза.
Датчанин Херлуф Бидструп, карикатурист, работавший в газете датских коммунистов.
Приехал первый раз еще при жизни Сталина в 1952-м.
Но потом он приезжал несколько раз. Он был членом коммунистической партии Дании
Папа и его друзья – молодые плакатисты,
работавшие в ленинградском «Боевом карандаше» – познакомились с Бидструпом.
Вот есть такая фотография: на ней папа, Гарик Ковенчук и Леня Каминский.
Папа сказал, что называется она «Идем к Бидструпу!»

Еще приехал социалист и антифашист американец Рокуэлл Кент.
Он в 1957-м стал председателем
Национального совета американо-советской дружбы.
Первая персональная выставка его картин в СССР состоялась в 1958 году.
в 1959 году – вышла его книга о поездке в Европу и СССР “О людях и горах”.
В 1960 году Кент пожертвовал несколько сотен своих картин и рисунков советскому народу и вскоре (в 1962 году) стал почётным членом Академии художеств СССР, а ещё через пять лет был удостоен Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

 

А еще приехал Жан Эффель.

Большая советская энциклопедия: Эффель (Effel) Жан [настоящее имя и фамилия Франсуа Лежён (Lejeune)] (р. 12.2.1908, Париж), французский график-карикатурист. Постоянный сотрудник газет и журналов «Юманните» (с 1936), «Юманите диманш» и др..

Жерар Филип

Жерар Филип

По рисункам Эффеля из цикла «Сотворение мира» созданы одноимённые мультипликационный фильм (1956, ЧССР, режиссёр Э.Гофман) и балет (1971, СССР, композитор А.П.Петров). Э. – почётный член АХ СССР (1973). Награжден Золотой медалью Мира (1953), орденом Дружбы народов (1978). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1968).

Вот отсюда 

 

«Если уж пускаться в воспоминания, то рассказывать прежде всего нужно о вашей стране, — говорил он. — Это было в 1935 году. Я только что начал рисовать. Однажды мне предложили оформить обложку журнала «Лю», перепечатывавшего статьи зарубежной прессы и поэтому связанного со многими иностранными журналистами. Там я познакомился с Эренбургом, работавшим в Париже корреспондентом «Известий». Как-то раз он меня спросил: «А почему бы Вам не съездить в СССР?» Предложение было настолько заманчиво, что показалось мне несбыточным. И все же путешествие состоялось. Благодаря тому, что я начал работать как художник-оформитель авиакомпании «Эр-Франс», я заработал право на бесплатный билет. Тогда как раз открывалась новая авиалиния Париж — Гамбург— Каунас — Великие Луки — Москва.

Когда я впервые вступил на советскую землю, я увидел страну, превращенную в гигантскую стройку, страну, охваченную единым трудовым порывом. И это было для меня потрясающим открытием, важнейшим поворотом в жизни».
Три недели пролетели как один день. «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва», «Крокодил» заказывали Эффелю юмористические рисунки. «Русские мне помогли, — вспоминал он. — Как? Печатали. А что еще художнику нужно?»

В этот первый приезд Жан Эффель познакомился с Сергеем Эйзенштейном, Михаилом Кольцовым, Кукрыниксами, с которыми на долгие годы завязалась творческая дружба. «Помню, я однажды сказал им, что плохо рисую, — рассказывал художник. — Они посмотрели внимательно на мои листы, и Куприянов изрек: «Ничего, все мы плохо рисуем…» Местоимение «мы» меня вдохновило. Значит, Кукрыниксы причисляют меня к своему кругу. А это ли не высшая оценка?»
В Советский Союз Жан Эффель приезжал десять раз. «СССР — это такая страна, — говорил он, — в которую не просто хочется поехать, а хочется возвращаться».

Жан Габен

Жан Габен

Советский драматург Исидор Шток в написал пьесу «Божественная комедия»
по картинкам Жана Эффеля.
Она была поставлена в Театре кукол Сергея Образцова в 1961 году.
Зиновий Гердт играл Адама!

 

60-е катились радостно и весело.
Катились, катились… и докатились до 68-го.
Тут наступило наше вторжение в Чехословакию.
И вся эта дискотека в какой то степени прикрылась.
Некоторые из бывших друзей советского союза – гневно осудили нас.
Например Ив Монтан.
И еще разные другие…
Оттепель кончилась и наступило некоторое похолодание.
Хотя я например его совсем не заметила.
Мне было 8 лет.
А потом наступили семидесятые – эпоха застоя.
С другими фильмами, другими историями и другими героями.
Ну что сказать? Мне в семидесятых было хорошо.
Весело и свободно.
Это были годы моего детства, отрочества и юности.
Веселее и свободу я воспринимала, как нечто само собой разумеющееся.
Но я всегда немного завидовала родителям – их юности,
во времена которой, Россия распахнула окна и проветрила свое помещение
впервые после долгих-долгих лет духоты.

 

Тогда в 60-х папа нарисовал эти картинки.
Шаржи-портреты героев 60-х, первопроходцев Железного занавеса:
Актеров, художников, пианиста…

 

Он тогда придумал печатать с этих картинок литографии
и сдавать их в Лавку художника, открывшуюся на Невском 8.

Марлен Дитрих

Марлен Дитрих

Какие то картинки из этой серии мы привезли с собой в Америку
Какие то, остались в папиной мастерской на Черной речке.
И вот недавно я соединила все вместе и теперь хочу показать
эти картинки публике.

Они несут в себе дух славных 60-х, приметы того времени.
Времени Большого Сквозняка.

Юля Беломлинская

Материал подготовлен при содействии Наташи Шарымовой.

1554476_10202601790588082_1667101526_n