Глава из книги “Арт Квартал” Светланы Вайс.

ДЭЛ ЧИХУЛИ

Уважаемые читатели, на вопрос «Что у вас тут в Нью-Йорке летом можно посмотреть?» всегда честно отвечаю: «Идите в большие музеи. Там хорошие кондиционеры». Как правило, все благодарят за дельный совет. Но этим летом я всех категорически направляю в Нью-Йоркский ботанический сад. И не шутки ради, а дабы увидеть потрясающей красоты инсталляцию Дэла Чихули – непревзойденного маэстро стекольных дел.

Если вам не знакомо это имя, то изделия Чихули вы, наверное, встречали, например, в отеле «Беладжио» в Лас-Вегасе – потолок в холле украшает огромная инсталляция из стеклянных цветов впечатляюще ярких красок; в казино «Борготта» в Атлантик-сити при входе возвышается инсталляция из серии «Канделябры», а в игорных залах – люстры, своей красотой отвлекающие посетителей от «одноруких бандитов». А в казино «Мохиген-Сан» в одном из павильонов можно увидеть, вернее, невозможно не заметить взметнувшуюся на много метров в высоту, почти под потолок, композицию из стеклянных – прозрачных с синим – канделябров. Знаменитая «Рейнбоу-рум» в Рокфеллер-центре украшена подсвеченными стеклянными инсталляциями, расположенными по периметру потолка.

Работы Чихули мелькают в различных кинофильмах и телевизионных постановках. Каждый день в телесериале «Фрейжер» вы можете видеть зеленый сосуд, стоящий у камина в квартире главного героя – это тоже изделие маэстро. Если не вспомнили, то имеет смысл сходить в музей Метрополитен, а вообще работы Дэла Чихули находятся в 175 музеях мира, и есть коллекционеры, специализирующиеся только на его работах. В книжных магазинах отдельная полка с альбомами Чихули, а канал PBS периодически демонстрирует фильмы о жизни и деятельности маэстро на разных этапах творчества.
Особенно впечатляющим фактом мне кажется то, что в день сайт www.Chihuly.com посещают 2500 человек. С момента открытия выставки в Ботаническом саду, то есть за месяц, сайт пополнился 80 новыми статьями, эссе и критическими очерками, которые были опубликованы во всех нью-йоркских периодических изданиях. Тут я немного опаздываю, но лучше поздно, чем никогда.
[quote style=”boxed”]По понятным причинам Дэла Чихули всегда сравнивают с Луисом Комфортом Тиффани – другим выдающимся преобразователем стекольных дел начала ХХ века.Так же как и Тиффани, Чихули сделал массу изобретений и внедрений в этом виде прикладного творчества, но самое главное – они оба, возведя стекольное дело в ранг высокого искусства, сумели наладить массовое производство своих произведений, при этом не потеряв качество и индивидуальность каждого отдельного экспоната.
Напомню, что витражи Тиффани находятся в тысяче американских церквей, им произведено десятки тысяч ламп, известных как лампа Тиффани, а уж количество ваз из цветного стекла не поддается исчислению. После Тиффани стекольное дело в США практически угасло – лишь считанные университеты имели к концу Второй мировой войны курсы по технологии выдува стекла и его обработки, поэтому Чихули, после того как он создал свою школу и оброс плеядой учеников и последователей, стали расценивать как новатора и чуть ли не первопроходца. Впрочем, масштаб личности, деятельности и, безусловно, таланта дает тому основания.
Жизнь Дэла Чихули весьма событийна – здесь есть место и семейным трагедиям, и творческим достижениям, и большому признанию таланта, которое вылилось из уст английской королевы Елизаветы II во время их совместного чаепития. А родился Дэл Чихули в 1941 году в городе Такома – центре деревоперерабатывающей промышленности штата Вашингтон. Город провинциальный и навсегда скрытый за сверкающими лучами столичного Сиэтла. Семья принадлежала к рабочему классу – отец был мясником и профсоюзным активистом, а мать – домохозяйкой. Ребенок рос хулиганом, прогуливал школу и вступал в конфронтацию с полицией, например, по поводу запущенного им кирпича в лобовое стекло полицейской машины.

[quote style=”boxed”]Кстати, все журналисты норовят задать Чихули такой вопрос: «Это ваша первая проба работы со стеклом?». На что он неизменно отвечает: «Нет. До этого я перебил все уличные фонари!».

В 1957 году в семье случилась жуткая трагедия – при тренировочном полете погибает старший брат Джордж, учившийся в военно-авиационном училище. Но беда, как известно, не ходит одна – через несколько месяцев, не пережив смерти сына, от обширного инфаркта умирает отец. Семья остается без средств, и мать Дэла вынуждена наняться официанткой, чтобы хоть как-то дотянуть оставшиеся два года до окончания школы. С этого момента мать становится для Дэла самым близким и дорогим человеком, который, несмотря на все превратности дальнейшей судьбы, будет всегда рядом и станет первым советчиком и критиком как в жизни, так и в творчестве. Именно ее сад в такомском доме станет прообразам мифических стеклянных садов Чихули. В 2005 году Виола Магнусон, так ее звали, умерла в возрасте 98 лет.
После окончания школы у Чихули нет никаких намерений учиться, но мать буквально силой заталкивает его в местный такомский колледж, и он становится первым членом семьи, вступившим на путь образования. Но пройдут еще годы, пока будущий маэстро осознает необходимость этого процесса, а пока он делает это, как говорят, спустя рукава и продолжает хулиганить. В конечном итоге в 1962 году он бросает колледж и уезжает в Европу. Во Флоренции он понимает, что жизнь его как-то должна быть связана с искусством, но чувствует себя в Италии некомфортно, так как не знает языка и общение затруднено. Уезжает в Париж, но там депрессия наваливается еще большей волной и какие-то силы гонят его на Ближний Восток.


[quote style=”boxed”]В 1963 году Дэл Чихули обнаруживает себя в кибуце на территории Израиля вблизи от границы с Иорданией. В его обязанности входит патрулирование пограничной полосы, проходящей по пустыне. Несмотря на странность ситуации, пребывание и работа в кибуце вернули ему душевное спокойствие и дали возможность сфокусироваться на личной жизни и собственных проблемах, как он говорит, «увидеть свет в пустыне».

Собравшись с мыслями, он возвращается домой, поступает в университет штата Вашингтон в Сиэтле и начинает изучать текстильное дело. Но он не был бы тем самым Чихули, которым он стал, если бы не задался целью соткать не поддающиеся этому процессу материалы. Самое неподходящее – это стекло! И он создает серию работ под названием «Сотканное стекло.» Это стеклянные плоскостные объекты, содержащие орнамент нитяного плетения. За эту работу он получает премию Ткацкой гильдии Сиэтла. В 1965 году успешно оканчивает университет и находит работу в известной архитекторской фирме. Событие это жизненно важное, но не основополагающее для него – существеннее другое: в подвале собственного дома из переплавленного цветного плоского куска стекла при помощи металлической трубки Дэл Чихули самостоятельно выдувает свой первый стеклянный шар и понимает, что его призвание – стеклодув.

[quote style=”boxed”]Процесс выдувания стеклянного шара в своей основе сохранился со времен античной Римской империи, где был изобретен.

Основным ингредиентом, как вы знаете, является песок, но при современных технологиях к нему добавляются некоторые присадки, снижающие точку плавления, увеличивающие пластичность, уменьшающие хрупкость, создающие цвет и текстуру и пр. Песчаная смесь лопатой закидывается в топку печи и плавится до жидкого состояния, которое наступает при 2150 градусах по Фаренгейту. До 1960-х годов в США использовались классические древесные печи, но сегодня им на смену пришли газовые и даже электрические, с более удобными системами контроля.
Сам процесс создания стеклянного изделия выглядит как танец в горячем цехе у раскаленной печи. Труд этот коллективный: главным является сам маэстро, ему ассистируют несколько человек – стеклодув, непосредственно выдувающий изначальный шар, и помощники, закрывающие руки маэстро, когда он придает форму горячему стеклу, подающие необходимые инструменты и др. На стеклодуве лежит ответственность за температуру изделия, которое находится в обработке, – оно не должно быть перегрето, иначе оно растекается, и не должно остыть, так как становится твердым и хрупким. Самым главным инструментом стеклодува является полая трубка, на которой держится кусок горячего стекла и через которую он нагнетает в него воздух. При этом изделие должно постоянно вращаться, чтобы, победив силу гравитации, не перекособочиться.
Когда выдут изначальный шар маэстро начинает производить свои священные действия: при помощи двух деревянных дощечек он придает изделию форму – сплющивает, вытягивает, делает волны и т.д. В зависимости от проекта изделие надрезается специальными ножницами, и получается сосуд или что-либо другое. Все это происходит при периодическом подогреве и ротации изделия. Еще несколько стадий обработки доводят изделие до кондиции, когда его можно поставить на специальный стол и закончить формообразование. На этой стадии маэстро обжимает еще горячее стекло сложенными мокрыми газетами – газеты оставляют на поверхности стекла смазку в виде тонкого слоя карбона и поэтому не прилипают.Очень удобно, что мокрые газеты не горят, хотя сильно дымят – и это придает всему процессу элемент драматизма.

[quote style=”boxed”]Цвет изделию может придаваться на различных этапах: специальные краски можно добавлять еще в печь, можно накладывать специальные цветные полоски, которые затем вплавляются в горячее стекло, можно окунать изделие в краску, а можно использовать на конечной стадии цветной порошок. Что и как будет использовать маэстро – это его секрет.

Созданное изделие всем хорошо, но может взорваться – в нем необходимо снизить точку напряжения. Для этого изделия помещают в специальную горячую печь, в которой они равномерно остывают до комнатной температуры за несколько часов или даже суток. Завершается процесс полировкой. Ну, это понятно.
Начинающих хочу предупредить, что набор инструментов стеклодува-любителя стоит 500 долларов.

Продолжение следует: https://elegantnewyork.com/art-kvartal-glas-2/

Автор- Светлана Вайс – журналист, арт-критик, специализируется в области аналитики форм и тенденций современного искусства. В течение 15-ти лет является арт-директором галереи “ИнтерАрт” (Нью-Йорк), куратор многочисленных международных художественных выставок, член Британского общества сюрреализма “Society for Art for Imagination”, автор книги “АртКвартал”. Ведет курс лекций о формировании арт-рынка современного искусства в Америке. Живет и работает в Нью-Йорке.

В полном объеме книга “Арт Квартал” доступна читателю в двух форматах электронных изданий:

App (application для пользователей iPad):https://itunes.apple.com/us/app/art-kvartal/id690260601?mt=8

 e-Book (для любых платформ и читающих устройств):https://itunes.apple.com/us/book/art-kvartal/id689510165?ls=1