Виталий Орлов

Бостонский Arlekin Players Theatre, которым руководит режиссер Игорь Голяк, привлек в 2019-2022 годах внимание общественности, включая и англоязычную, своими смелыми сценическими экспериментами, которые, по мнению театральных критиков, могут стать в будущем основой нового языка театра. Большой успех был у чеховских спектаклей театра. В них режиссер использовал компьютерную технологию и даже робототехнику, что позволило ему воспроизвести в сочетании с традиционным театром особую атмосферу драматургии Чехова, приблизив ее к нашему сегодняшнему мироощущению. Увы, наше сегодняшнее мироощущение неотделимо от интеллектуального катаклизма, вызванного беспрецедентным варварским нашествием России на Украину, а в лице Украины – и  на всю западную цивилизацию, что вызвало кое-у-кого желание подвергнуть ревизии былые достижения России в области культуры. Но сегодня популярен мем главного менеджера Метрополитен Опера Питера Гелба: «Давайте отменим Путина, а не Пушкина!». Отменить Путина физически пока не удается, но вот есть, например, попытка Игоря Голяка и театра «Арлекин» расправиться с диктатором интеллектуально.

Игорь Голяк

Вот что думает об этом режиссер: «С 24 февраля, дня, когда Россия начала бессовестную войну против Украины, я не могу спать по ночам. Я родился в Киеве, и у меня до сих пор там семья. Будучи в безопасности в Бостоне, я не сплю, читаю новости, пытаюсь связаться с друзьями и родственниками, читаю рассказы театральных артистов, которые теперь стали беженцами, превратили свои театры в бомбоубежища, взяли в руки оружие или водят автобусы, чтобы доставить медикаменты и продукты питания пострадавшим после обстрелов. В нашем американском сообществе собирают деньги, отправляют Украине помощь, выясняют, как принять украинских беженцев. Как художественный руководитель театра Arlekin Players, который я основал вместе с иммигрантами из бывшего Советского Союза 12 лет тому назад, я ищу новые способы осветить наш человеческий опыт».

Украинский драматург и режиссер Саша Денисова написала для театра пьесу The Gaaga («Гаага»), которая поможет осуществить актуальный сегодня проект. Путина и его приспешников в этой пьесе виртуально предают суду высшей инстанции. В ней фигурируют мировые лидеры и анализируются последствия для человечества от военных преступлений. Пьеса сатирически трансформирует трагедию в трагикомедию, обнажая человеческую сущность ситуации.

Александра Денисова

Александра Денисова окончила филологический факультет Киевского университета им. Шевченко и после этого много лет училась и работала в России. Она окончила Школу-студию МХАТ, прошла стажировку в Центре им.Мейерхольда и в Королевском театре Англии. В 2011-2014 гг. Денисова – заместитель художественного руководителя Театра им. Маяковского, а с 2014 по 2020 гг. — шеф-драматург Центра им. Мейерхольда.

Как режиссер Денисова поставила более 25 спектаклей на московских сценах, привозила спектакли в театры Германии, Польши и Мексики. В 2012 году за спектакль «Зажги мой огонь» она стала лауреатом премии «Золотая маска».

Саша Денисова ставила в Театре Наций пьесу на политическую тему «Гермиона». Когда  Россия напала на Украину, Сашу стала преследовать московская полиция… Ей пришлось бежать. Сейчас она живет в Польше. Россия бомбит Киев, где находится ее мама Ольга. Ольга Денисова родилась под германской бомбежкой в Киеве 7 июля 1941 года. Сегодня бомбежке фашистов 2022 года она подвергается в Киеве и ждет победы Украины дома.

Саша Денисова в центрах для беженцев собрала документальные рассказы о войне, расспрашивая преимущественно украинских женщин. На основе этих рассказов она написала и поставил пьесу «Шесть ребер гнева» – о трагедиях женщин из Мариуполя, Бучи, Харькова, Бахмута, Чернигова. Премьера состоялась в коммунальном театре Варшавы 27 июня 2022 года с участием украинских актеров.

В пьесе «Гаага», написанной для театра «Арлекин», виртуальному международному суду представляются реальные документы о бомбардировках Харькова, осаде и разрушении Мариуполя, о пытках мирных жителей Ирпеня и Бучи, ракетных обстрелах, исчезновении людей на оккупированных территориях, об уничтожении хлеба на полях Украины, зерна в портах, о разрушении украинской инфраструктуры.

Arlekin Players Theatre

Но «Гаага» — это не только документальное исследование. Это трагикомический гротеск и фантасмагория: на сцене появляются будки с подсудимыми, судебная комиссия, свидетели, переводчики, зрители. Появляются западные политики: Шольц, Макрон, Байден. Они будут рассказывать, что происходило на высшем политическом уровне во время войны. Надежда на справедливый суд и возмездие – вот главный посыл пьесы. «Когда в этот период ко мне обратился Игорь Голяк, чтобы осуществить в Америке этот связанный с войной проект, –  сказала Саша, – я сразу согласилась. Как и он, я родились в Киеве, и для меня особенно важно сделать значимый проект именно в Америке. Мне очень интересно работать с этой труппой, в которую входят актеры разных школ и языков, и очень вдохновляет работа с новыми технологиями, при помощи которых сделаны последние спектакли Игоря».

В «Гааге» театр «Арлекин» продолжает поиск новых идей, которые важно реализовать сегодня. В этом необходимо помочь ему. Изобретение театром новых театральных форм и создание новых художественных произведений на их основе – это вызов, который объединяет нас, зрителей, с театром. А это важно, если мы хотим победы добра над мраком.